Тени забытых предков (Тіні забутих предків, 1965) Баллада о бомбере (Украина, Россия, 2011) Мультсериал «Казаки» (Украина, 1967-1995) За двумя зайцами (1961) Битва за Севастополь (Незламна, 2015) Влюбленные в Киев (Украина, 2011) Белая гвардия (2011). Телесериал по одноимённому роману Михаила Булгакова Богдан Хмельницкий (1941) Матч (Украина-Россия, 2012)


Кинословарь (основные термины по алфавиту)


Дата последнего обновления: 29.03.2012 Автор: Версия для печати

Словари

Актёр (фр. acteur, от лат. actor — исполнитель) — исполнитель ролей в театре и кино.

Артхаус (англ. аrt house, букв. “дом искусств”) — понятие, объединяющее фильмы, претендующие на некий художественный поиск, новаторство в кинематографе. К артхаусу часто относят фильмы независимого производства и ленты экзотических кинематографий. Считается, что подобные картины привлекают более искушенного и образованного зрителя, а потому их прокат, как правило, ограничен.

Ассистент — ближайший творческий помощник постановщика фильма — режиссера, оператора или художника, выполняющий организационно производственные функции в процессе подготовки и съемок фильма.

Байопик — фильм-биография, или, как часто говорят, биографическая картина (англ. biopic) — фильм, который показывает драматические моменты в жизни человека или людей. В отличие от “картины, основанной на подлинной истории”, или “исторических фильмов” фильм-биография пытается всесторонне передать жизнеописание личности или хотя бы годы, сыгравшие наиболее важную роль в жизни человека.

Блокбастер (англ. blockbuster — мощная бомба, от block — квартал и bust — разрушать, букв. «разрушитель квартала») — на авиационном сленге времён Второй мировой войны особо мощная авиабомба, способная при взрыве разрушить или повредить здания на площади сопоставимой с городским кварталом. В 1970-х годах блокбастерами в США стали называть фильмы, произведшие фурор (эффект разорвавшейся бомбы) и в результате собравшие большую кассу в прокате. Обычно данное название употребляется для высокобюджетных фильмов-однодневок.

Видеоклип, видеоролик или просто клип (от англ. clip) — непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Видеоклипы наиболее часто применяются для рекламы товаров и услуг и для визуального сопровождения аудиокомпозиций на телевидении. Искусство съёмки и монтажа видеоклипов выделяют как отдельный короткометражный подвид киноискусства. Клипы обычно имеют более «дробный» монтаж, по сравнению с короткометражным кино, и в них более часто используются спецэффекты. Подробнее

День украинского кино — национальный профессиональный праздник, который отмечается на Украине ежегодно во вторую субботу сентября. Подробнее здесь.

Декорация — (лат. decoro — украшаю) — композиционно пространственные сооружения в павильоне или на натуре, создающие образ реальной или выдуманной среды действия на основе сценария и режиссерского замысла. Это одно из выразительных средств идейно-художественной реализации замысла картины. Декорации характеризуют стилевые особенности игрового пространства, события и действующих лиц, типические признаки эпохи, атмосферу действия, а также тональность, колорит, фактуру среды.

Дублёр — (франц. doublure, от doubler — удваивать) — каскадер, лицо, заменяющее актера при сложных съемках, требующих специальных навыков. Чаще всего дублеров используют в спортивных, приключенческих или музыкальных картинах.

Дубляж — дублирование кинофильмов, создание новой, идентичной оригиналу фонограммы на другом языке.

Инди (англ. indie, сокращение от independent — независимый) — американские (голливудские) мелкие независимые кинокомпании.

Кадр, кинокадр (франц. cadre, от итал. quadro — рамка) — один из самых многозначных терминов в кино, хотя кажется простым и общепонятным. То, что означает этот термин в общепринятом смысле, по-научному называется фотограммой. Кадром во время съемок обычно называют фрагмент фильма, снятый непрерывно — от команды режиссера «Начали!» до сигнала «Стоп, снято!». Этот фрагмент может быть коротким или длинным, статичным или динамичным по внутреннему действию либо по поведению камеры, он может быть предварительно организованным или запечатленным спонтанно («репортажно»). Есть фильмы, целиком состоящие из одного кадра, фильмы, имитирующие однокадровость, фильмы, в которыз длина некоторых кадров не превышает двух фотограмм. При всем многообразии типов и видов кинокадр можно определить как зафиксированный на пленке пространственно-временной континуум, способный полностью или частично войти в целостную композицию фильмав качестве его основной структурной единицы.

Камео (от англ. cameo — камея) — эпизодическое появление в постановочной роли (на киноэкране, в театральной постановке, компьютерной игре и т. д.) известной персоны (режиссер, актер, политик и т. д.). Иногда в такой ситуации известная персона приглашается, чтобы играть “саму себя”. Зачастую режиссер фильма сам играет в нем эпизодическую роль.

Кинотеатр — здание (или его часть), специально предназначенное для показа кинофильмов. Кинотеатры подразделяются: по виду демонстрирования фильмов — на обычные, широкоэкранные и широкоформатные; по репертуару; по количеству залов и по наличию дополнительных помещений (фойе, кафе и т.д.); по эксплуатационным особенностям — на круглогодичные и сезонные. Все кинотеатры различаются так же по вместительности зрительных залов.

Комбинированные съемки (англ. combine — соединять) — приемы и методы киносъемки, объединяющие в одном кадре изображения, снятые в разное время или в разном масштабе. Комбинированные съемки значительно расширяют возможности кинематографа. Они широко используются при создании фантастических, приключенческих и сказочных фильмов; позволяют практически осуществить самый сложный авторский замысел.

Кроссовер (англ. crossover, сокр. х-over, буквально переходное или согласующее устройство, пограничное или переходное явление, пересечение и т. п.) — собирательное название, относящееся к различным понятиям и предметам. В кинематографе это фильм, в котором оказываются вместе персонажи каких-либо других фильмов, например, “Чужой против Хищника”, “Лига выдающихся джентльменов”.

Мизансцена (франц. mise en scene — размещение на сцене) — расположение действующих лиц игрового фильма в пространстве (относительно друг друга и среды) и движение их в той или иной сцене, связанной единым драматическим действием. Театральная мизансцена отличается временной непрерывностью действия и неподвижностью точки, с какой наблюдает ее зритель. В отличие от этого кинозритель видит мизансцену во множественности планов и ракурсов. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.

Монтаж (франц. montage — сборка) — технологический и творческий процесс создания фильма как целого из частей. Здесь режиссеру помогает монтажер.

Нуар (фр. noir — “черный”). “Фильм-нуар” — термин, введенный французским кинокритиком Нино Фрэнком в 1946 году для обозначения популярного стиля в американском послевоенном кино. Для него характерны: криминальный сюжет, гнетущая атмосфера циничной безысходности, стирание граней между героем и антигероем, игра со светом и тенью. Корнями “нуара” являются сюжеты американских книг серии “крутой детектив” и экспрессионизм немецких кинематографистов 1920-х годов.

Озвучивание — запись речи, музыки и шумов для фильма.

Оператор (оператор-постановщик) — в художественном кинематографе один из основнях создателей фильма, непосредственно работающий над его изобразительным решением и осуществляющий съемку.

Питчинг (от англ. pitch — выставлять на продажу) — презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект.

Приквел (англ. prequel, контаминация приставки pre— ‘до-‘ и sequel, см. сиквел) — книга, кинофильм или компьютерная игра, сюжетно связанные с ранее созданными и предшествующие им по внутренней хронологии.

Продюсер (англ. producer, от produce — производить) — в кинематографии лицо, осуществляющее организационно-финансовый, а совсем нередко и идейно-художественный контроль за деятельностью съемочной группы, обеспечивающее создание производственных, экономических и технических условий для съемок.

Ракурс — прием операторского искусства: оптическое явление, состоящее в том, что при некоторых условиях съемки предметы на экране заметно изменяют свои привычные очертания. Ракурс широко используется для изобразительной, монтажной композиции, позволяя как бы совмещать точку съемки оператора с точкой зрения персонажа, выражать авторскую идею, показывать выразительную мимику актеров на крупных планах и т.д.

Раскадровка — последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов, мультфильмов или рекламных роликов. Раскадровка помогает визуализировать сценарий.

Саундтрек (англ. soundtrack, разг.) — звуковая дорожка. Музыкальное оформление какого-либо материала, например, фильма, мультфильма или компьютерной игры. Иногда используется английская аббревиатура OST, которая расшифровывается как англ. Original Sound Track и означает оригинальную звуковую дорожку, продаваемую отдельно от того материала, к которому была написана. Подробнее

Саспенс (англ. suspense — неопределенность, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) — словом “саспенс” обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приемов, используемых для погружения зрителя в это состояние.

Сиквел (англ. siquel) — книга, фильм или любое другое произведение искусства, по сюжету являющееся продолжением другого произведения, построенное на персонажах из него и т. д.

Ситком — ситуационная комедия (situation comedy, sitcom) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия. Изначально появившийся на радио в США в 1920-х годах, к 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии и получил широкое распространение в телесериалах. Для телевизионных ситкомов характерен определённый временной формат — как правило, 20—30 минут, включая титры и рекламу (если она есть). Первые ситкомы, как правило, снимались в студии перед зрителями, поэтому для них характерен закадровый смех.

Скетчком (англ. sketch comedy, буквально — эскиз, набросок, зарисовка и комедия) — небольшая кинопьеса комедийного содержания с двумя-тремя персонажами. Это телепередача с некоторым количеством скетчей — коротких комедийных сценок, являющихся законченным художественным произведением, не связанных сюжетной линией с другими скетчами.

Слэшер (англ. slash — удар сплеча, рубить) — поджанр фильмов ужасов (иногда называемых “фильмы отсчета тел” или “фильмы мертвых подростков”), для которого характерно, как правило, наличие убийцы-психопата (иногда носящего маску), который преследует и графически убивает серию жертв-подростков в типично случайной неспровоцированной манере, убивая многих за один день.

Спойлер (от англ. spoil — гадить, портить) — в кино, литературе, компьютерных играх — преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от фильма/книги/игры и разрушает их интригу, а также лишает читателя некоторой части удовольствия от сюжета. Также, реже, — лицо, которое эту информацию преждевременно раскрыло.

Субтитры (лат. sub — под) — вспомогательные надписи, которые применяются для перевода недублированных картин, и также и других целей, например для глухих.

Сценарий (итал. scenario — сцена) — литературно-драматическое произведение, предназначенное для воплощения на экране, идейно-художественная основа будущего фильма (в кино и на телевидении).

Сюжет — предмет изображнеия, внутреннее содержание действия. Сюжет как основа сценария берет начало в литературном замысле, системе отношений между героями, в процессе развития конфликта. Он социально-историчен, но в то же время это вымысел. Сюжет в кино может строиться как на драматическом конфликте, так и на наблюдении жизненных событий. Киноискусство активно разрабатывает выразительные возможности этих типов сюжета и вариации их совмещения. Кинодраматург формирует сюжет на основе конкретного жизненного материала. Формы сюжетостроения разнообразны, как и темы, жанры, характеры.

Таглайн (также тэглайн; англ. tagline) — краткая анонсирующая информация.
В кинематографе таглайны пишутся на афишах и постерах к фильмам, используются как слоганы в трейлерах, чтобы максимально кратко и емко отразить основную идею и содержание фильма.

Тизер (англ. tease — дразнить; поддразнивать; teaser — что-л. дразнящее, привлекательное или соблазнительное) — ролик, смонтированный с целью привлечения внимания к еще разрабатываемому продукту. Обычно выходит на ранних стадиях разработки (или съемки). Может даже не содержать материалов, которые будут представлены в конечном продукте.

Типаж — непрофессиональный исполнитель роли в фильме, обладающий специфически выразительным обликом. Если в фильме используется только внешняя выразительность профессионального актера, говорят, что актер используется типажно.

Титр (франц. titre — заглавие) — надпись в фильме. В немом кино титры заменяли реплики, сообщали о времени, месте действия, о намерениях, особенностях персонажей и т.п. С появлением звука титры были вытеснены звучащим словом героев и закадровым голосом автора. Однако и в современном кино для раскрытия замысла они иногда используются как авторский комментарий, ввод в новый эпизод.

Трейлер — небольшой видеоролик, состоящий из кратких и наиболее зрелищных фрагментов готового к выходу на экраны фильма, используемый для анонсирования этого фильма. При этом часто комбинируется видеоряд из несвязанных фрагментов по принципу калейдоскопа. Иногда сцены в таком калейдоскопе сменяются очень быстро, больше производя впечатление на зрителя, чем оставляя осмысленное представление о фильме в целом.

Трэш (треш, англ. trash, буквально, “мусор”) — направление в современном кинематографе, характеризующееся низкобюджетностью, вторичностью и вульгарностью. Обязательными и желательными элементами трэша являются: использование большого количества штампов, затасканных идей, “модного” содержания и неоригинальных сюжетных линий.

Фабула (лат. fabula — басня, рассказ) — состав событий, о которых рассказывается в фильме. Если кратко изложить то, что с персонажами случилось, а также кратко охарактеризовать основных героев, это и будет фабула — как бы выборка из сюжета, в котором уже даются мотивировки событий, тщательнее и подробнее описывается их ход. Отличие фабулы от сюжета состоит в том, что она конспективна, схематична; сюжет более активно передает авторское отношение к изображаемому, своеобразие и индивидуальные черты героев и драматических конфликтов. Сюжет можно назвать «осмысленной фабулой». Современное киноведение считает сюжет и фабулу закономерно связанными.

Флэшбек (англ. flash — вспышка, back — назад, обратно) — короткий сюжет или серия кадров, прерывающих повествование, чтобы вернуться к прошлому (в мыслях героев и т. п.). В фильмах флэшбэки часто бывают черно-белыми или монохромными.

Хоррор (в просторечии — ужастик, ужас; англ. horror film, horror movie) — жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят картины, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряженную атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — т. н. эффект “саспенс”.

Художник-постановщик — один из основных авторов и создателей кинематографической постановки. Разрабатывает и осуществляет изобразительное, пластическое решение фильма. Свои предложения по организации игрового пространства он осуществляет в эскизах (изобразительная экспликация, декорации, раскадровка), где со всей полнотой выразительных средств предлагается решение материальной среды, цветовая парнитура всего фильма.

Хэппи энд (англ. happy end — счастливый конец) — термин, появившийся в 20-е годы XX века для обозначения благополучных развязок в американских фильмах, как вытекающих из логики развития сюжета, так и навязанных, искусственных.

Экранизация — истолкование средствами кинематографического языка произведений литературы — прозы, драматургии, поэзии. С первых же шагов кинематограф обратился к литературе как неисчерпаемому источнику сюжетов

Экшен (англ. action movie, букв. “фильм действия”) — жанр кино, в котором основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням и т. п. Экшен-фильмы часто обладают высоким бюджетом, изобилуют каскадерскими трюками и спецэффектами. Это жанр, обладающий сильно размытыми рамками, большинство современных фильмов к нему так или иначе относятся.

Эпизод (греч. epeisodion — вставка) — часть кинопроизведения, состоящая из одной или нескольких сцен, объединенных общей темой и общим драматическим конфликтом, и обладающая относительной завершенностью и самостоятельностью по отношению к фильму в целом. Главные отличительные особенности эпизода — смена отношений между действующими лицами, переход действия в новое качество, но новую ступень развития конфликта.