Тени забытых предков (Тіні забутих предків, 1965) Баллада о бомбере (Украина, Россия, 2011) Мультсериал «Казаки» (Украина, 1967-1995) За двумя зайцами (1961) Битва за Севастополь (Незламна, 2015) Влюбленные в Киев (Украина, 2011) Белая гвардия (2011). Телесериал по одноимённому роману Михаила Булгакова Богдан Хмельницкий (1941) Матч (Украина-Россия, 2012)


Сергей Васильевич Маковецкий. Актёр театра и кино («Русский бунт», «72 метра», «Поп», «Ликвидация», «12»)

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезд5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд (голосов: 3, средний балл: 9,67)

Дата: 11.06.2016 Автор: Рубрики: Актёры, Все персоны Метки: , , , , Версия для печати

Сергей Маковецкий

Сергей Васильевич Маковецкий — советский и российский актёр театра и кино. Родом с Украины. Заслуженный артист Российской Федерации (1992), Народный артист Российской Федерации (1998).

Сергей Маковецкий родился 13 июня 1958 года в Киеве. Мама Сергея работала на киевском заводе «Вулкан». В детстве Сергей Маковецкий был спокойным ответственным ребенком. В школе учился на отлично. С юных лет серьезно увлекался спортом: фигурным катанием, легкой атлетикой. Самых серьезных успехов добился в водном поло. Юношу даже хотели привлечь в сборную страны, но этому воспротивилась его мама, и Сергей, послушавшись ее, переключился на театр. По окончании школы решил поступать в Киевское театральное училище, но первая попытка оказалась неудачной. Отработав год рабочим сцены в Киевском театре им. Леси Украинки, Маковецкий отправился покорять Москву.

Сергей подал документы сразу в несколько столичных театральных ВУЗов. В ГИТИСе экзамены принимал знаменитый Константин Райкин. Сергей начал с военных стихов Константина Симонова. Райкин прервал юношу, не дослушав: «Довольно», и вынес вердикт, что парню не стоит тешить себя напрасными надеждами, театр – это не его призвание. Но удача улыбнулась Сергею Маковецкому в Щукинском училище. Он поступил на курс А. Казанской.

Долгое время Сергей Маковецкий никак себя особо не проявлял — ни будучи студентом, ни затем, в Театре им Евгения Вахтангова, куда он был принят в 1980 году после окончания «Щуки». Дебютировал он на сцене в спектакле «Старинные водевили», а затем в течение несколько лет выходил в эпизодических ролях.

Не лучше обстояли дела Маковецкого и в кино. Поначалу ему доводилось играть в фильмах, которые не привлекали к себе внимания зрителей и кинокритиков: трагикомедии Николая Досталя «Ожидается похолодание и снег», военной картине Вадима Лысенко «Взять живым», фильме Виталия Василевского «Экипаж машины боевой» и других. К тому же и в этих картинах актер обычно исполнял роли второго плана.

К концу 80-х годов Сергей Маковецкий начал получать приглашения от известных режиссеров. В 1987 году он снялся в небольшой роли в картине Виктора Титова «Жизнь Клима Самгина» (по роману Максима Горького). Затем последовали работы в картинах Олега Тепцова «Посвященный» (1989) и Глеба Панфилова «Мать» (1990).

К этому времени стало меняться его положение и в театре. В 1989 году Маковецкий получил премию на фестивале «Московская театральная весна» за роль китайца Херувима в спектакле «Зойкина квартира».

А в 1990 году произошла встреча Маковецкого с Романом Виктюком, которая стала для Сергея судьбоносной. С этого момента Маковецкий по совместительству с театром Вахтангова начал играть в Театре Виктюка. Первой его работой стала роль Шостаковича в спектакле «Уроки мастера», которая принесла ему шумный успех. Затем последовали: Рене Галлимар в «М. Баттерфляй», Илья в «Рогатке», Циклоп в «Полонезе Огинского», Мальпьери в «Я тебя больше не знаю, милый», Валерио в «Любви с придурком». Удачным оказалось и сотрудничество с Петром Фоменко, у которого Маковецкий сыграл царевича Алексея в спектакле «Государь ты наш, батюшка…».

Начало 90-х ознаменовалось для Сергея Маковецкого и первым большим успехов в кино. А «крестным отцом» этих успехов стал режиссер Владимир Хотиненко. В 1992 году Маковецкий сыграл в его картине «Патриотическая комедия» интеллигента-отшельника Ильина, а затем Хотиненко пригласил актера на главную роль в философскую притчу «Макаров». Маковецкий с блеском сыграл провинциального поэта Макарова, который по случаю приобретает пистолет. С оружием в руках он становится совсем другим человеком…

Фильм собрал целую коллекцию призов на самых разных кинофестивалях. Не обошли вниманием и самого Маковецкого. Он был удостоен приза за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Киношок-93» (Анапа), приза Киноакадемии «Ника-93», приза «Зеленое яблоко золотой листок», а также приза «Золотой овен-93» как лучшему актеру года.

«Макаров» возвел Сергея Маковецкого в ранг отечественных актеров первой величины, и предложения от режиссеров не заставили себя ждать. Неожиданно он стал одним из самых востребованных актеров постсоветского кинематографа. Режиссеров подкупило парадоксальное сочетание обыкновенной внешности актера и некой внутренней странности, ирреальности.

Именно такое сочетание идеально подошло к его роли в кино-притче Вадима Абдрашитова «Пьеса для пассажира». В этой картине Маковецкий создал интересный психологический образ бывшего судьи, ставшего теперь проводником в скором поезде. В один из дней он встречает пассажира, которого когда-то осудил.

В том же 1995 году вышло еще несколько картин с удачными работами Маковецкого, среди которых: эротическая мелодрама Алексея Балабанова «Черная вуаль» (Петр Дмитриевич), драма Александра Прошкина «Трофим» (Трофим), драма Сергея Урсуляка «Летние люди». По совокупности за все эти роли Сергей Васильевич в 1995 году был удостоен приза кинопрессы «Лучший актер года».

Подходящий типаж толкнул многих режиссеров использовать Сергея Маковецкого в ролях различных злодеев. «Линию зла» Сергей Маковецкий начал еще в мелодраме Ивана Дыховичного «Прорва» (1992), где появился в образе некоего нарицательного «заклятого друга». В предельно жесткой картине Киры Муратовой он предстает опереточно-нелепым убийцей, который приносит в котельную труп своей красавицы-соседки с перерезанным горлом. Настоящим же апофеозом стала картина Алексея Балабанова «Про уродов и людей» (1998).

Бывали случаи (и нередко), когда Сергей Маковецкий отказывался от ролей. Так, например, сценарий про Чикатилло, по его собственному признанию он даже выбросил из дома. «Просто не мог держать его дома. Мне предложили сыграть Чикатилло. Нет, говорю, не хочу я копаться в психологии этого монстра. Ничего не берется из воздуха. Значит, ты должен заглядывать в глубины собственного подсознания. Странные фантазии вызывают в тебе порой странные изменения. Я не хочу рисковать».

В новый век Сергей Маковецкий вступил уже в качестве настоящей звезды отечественного кинематографа. За его плечами было множество наград и призов, интереснейших ролей. Проблема была только в том, что отечественный кинематограф только-только начал подниматься с колен после опустошительных 90-х, и к нашим актерам зрительский интерес еще не был так высок.

Неожиданно широкой раскрутке Маковецкого помог клип юной Алсу «Зимний сон». Режиссер клипа Юрий Грымов изобразил в нем Сергея Маковецкого в роли небезызвестного Гумберта (главного героя набоковской Лолиты). Самые разные телеканалы начали крутить клип с невероятной частотой, принеся актеру широкую популярность.

К этому времени подоспели его новые работы в кино — Валентин Эдгарович Белкин в культовом боевике «Брат-2» Алексея Балабанова и влюбленный мерзавец Швабрин в «Русском бунте» Александра Прошкина (как видно, опять отрицательные роли). За последнюю Маковецкий получил главный приз Кинотавра-2000.

Маковецкий стал одним из самых высокооплачиваемых актеров. Но это его совершенно не испортило. Если роль ему интересна, он готов сниматься практически бесплатно, как, например, было в короткометражке Александра Велединского «Ты да я, да мы с тобой». Вместе с Владимиром Стекловым они сыграли в ней братьев-обходчиков, живущих в российской глубинке.

Медленно, но верно отечественное кино завоевывало зрителя. Вслед за сериалами на экраны начали выходить качественные полнометражные картины. Большой общественный резонанс вызвала драма Владимира Хотиненко «72 метра», рассказывающая об аварии на подводной лодке «Славянка». Сергей Маковецкий в этой картине сыграл ученого Черненко, впервые попадающего на субмарину. Актер вспоминает: «Когда я читал сценарий, то думал о своем персонаже: ну, что за странный человек, ноет все время… Но когда я подошел к его финальному монологу, где он говорит о подвиге и поет украинскую песню, я понял, что роль моя. У меня невероятная волна пошла! Я позвонил автору сценария, и он признался, что писал эту роль специально для меня. Он вспомнил, что у меня есть такая украинская песенка, позвонил без моего ведома моей жене, под ее диктовку записал слова этой песни и вставил ее в сценарий. Конечно, я взялся за эту роль. Единственно, мы с ним договорились, что я буду убирать чрезмерную истеричность моего героя. Мне не захотелось, чтобы в конце, когда его будут отправлять на поверхность, возник вопрос: его-то за что спасают? Я понял, что он абсолютно не истерик, ему так же страшно, как и всем. И он не трус: он ведь мог отказаться в одиночку отправляться на поверхность (поверьте мне, уходить туда одному намного страшнее, чем оставаться вместе со всеми), но не отказался. Он мог погибнуть, но он пошел в эту темноту».

Фильм «72 метра» вышел на экраны спустя три года после страшной трагедии «Курска», и уже одно это не могло оставить никого равнодушным. А отличная режиссерская работа, великолепный актерский состав (Андрей Краско, Марат Башаров, Сергей Маковецкий, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Владислав Галкин и Игорь Ливанов) и музыка выдающегося композитора Эннио Морриконе предопределили фильму огромный зрительский успех.

В этот же период Сергей Маковецкий активно снимается в сериалах (хотя в данном случае было бы правильнее эти проекты назвать многосерийными телевизионными фильмами). Так в «Гибели империи» Владимира Хотиненко он предстал в образе офицера Нестеровского, а в «Косвенных уликах» Вячеслава Криштофовича сыграл Феонова.

Как можно заметить, Маковецкий нередко снимается у режиссеров Владимира Хотиненко и Алексея Балабанова. Последние роли в очередной раз подтвердили, что  Сергей Маковецкий один из сильнейших отечественных актеров, которому подвластны практически любые жанры.

Фильмография

1981 — Ожидаются похолодание и снег (короткометражный)
1982 — Взять живым! — Александр Пролёткин
1983 — Я, сын трудового народа… — Семен Котко
1983 — Экипаж машины боевой — Гриша Чумак
1984 — Полоса препятствий — Лёха
1986 — Завещание — Угаров в молодости
1987 — Топинамбуры — Лёня Истомин
1987 — Жизнь Клима Самгина — Дмитрий Самгин
1989 — Посвящённый — мясник Лёха
1990 — Мать — жандармский офицер Рылеев
1990 — Сукины дети — Боря Синюхаев
1990 — Чернов (Chernov) — Костя Шляпин
1992 — Наш американский Боря — Борис
1992 — Патриотическая комедия — Ильин
1992 — Прорва — друг писателя
1992 — Ребёнок к ноябрю — Лёша
1993 — Макаров — поэт Александр Сергеевич Макаров
1993 — Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива — человечек
1993 — Троцкий — Лев Седов, сын Троцкого
1994 — Театр имени меня
1994 — Хоровод — режиссёр театра Олег Сергеевич Второв
1995 — Летние люди (Дачники) — Сергей Васильевич Басов, адвокат
1995 — Пьеса для пассажира — Олег, проводник (бывший судья)
1995 — Прибытие поезда (Трофимъ) — Трофим
1995 — Чёрная вуаль — Пётр Дмитриевич Синёв, следователь
1996 — Скрипка Ротшильда — Шостакович
1996 — Операция «С Новым годом!» — безнадёжно больной
1997 — Он не завязывал шнурки (Россия, Польша, США) — Станислав
1997 — Три истории — Тихомиров
1998 — Ретро втроём — Сергей Кукушкин
1998 — Про уродов и людей — Иоган
1998 — Сочинение ко Дню Победы — Чичевикин
2000 — Русский бунт — Алексей Швабрин
2000 — Брат 2 — Валентин Эдгарович Белкин
2001 — Механическая сюита — следователь Плюгановский
2001 — Ты да я, да мы с тобой (короткометражный) — Василий
2002 — Неудача Пуаро — доктор Джеймс Шеппард
2003 — Ключ от спальни — Иваницкий
2003 — Третий вариант — Егор Мовчун
2004 — 72 метра — Черненко
2005 — Косвенные улики — Феонов
2005 — Гибель империи — Нестеровский
2005 — Жмурки — криминальный авторитет Корон
2006 — Мне не больно — врач
2006 — Неверность — Эдуард Костыга
2006 — C днём рождения, королева! — Эдуард Андестенд
2007 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя — С. С. Кабачков
2007 — Неваляшка — Семёныч
2007 — Искушение — Игорь Васильевич, художник
2007 — 12 — первый присяжный, учёный-физик, представитель иностранной фирмы
2007 — Русская игра — Швохнёв
2007 — Душка (Россия, Нидерланды, Украина, Бельгия) — Душка
2007 — Ликвидация — Фима Петров (Фима-полужид)
2008 — Я считаю: раз, два, три, четыре, пять… — Дмитрий Сергеевич Кратков, писатель
2008 — Живи и помни — Михеич
2009 — 2-Асса-2, или вторая смерть Анны Карениной — кинорежиссёр Пётр
2009 — Поп — отец Александр Ионин
2009 — Чудо — уполномоченный по делам религии Кондрашов
2009 — Исаев — Леонид Иванович Никандров, писатель
2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — капитан СМЕРШа
2010 — Новогодний детектив — Эдуард
2011 — Утомлённые солнцем 3: Цитадель — майор СМЕРШа
2011 — На солнечной стороне улицы — дядя Миша Лившиц
2011 — Пётр Первый. Завещание — Александр Данилович Меншиков
2011 — Дело гастронома № 1 (телеверсия — «Охота на Беркута») — Георгий Беркутов
2012 — Жизнь и судьба — Виктор Штрум
2012 — Девушка и смерть (Het Meisje en de Dood) — Николай Бородинский
2012 — Вечное возвращение — Он
2014 — Две зимы и три лета — Иван Лукашин, фронтовик
2014 — ЧБ — Алхан
2014 — Умельцы — Леонид Николаевич Купцов
2014 — Бесы — следователь Горемыкин
2015 — Родина — Михаил Вольский
2015 — Тихий Дон — Пантелей Прокофьевич Мелехов, отец Григория.



Популярные темы: Оксана Ивановна Байрак. Кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актриса и телеведущая Тамара Александровна Яценко. Актриса театра и кино. Народная артистка Украины Микола Костянтинович Вересень. Актор, телеведучий
 


Форма добавления комментариев

*