Тени забытых предков (Тіні забутих предків, 1965) Баллада о бомбере (Украина, Россия, 2011) Мультсериал «Казаки» (Украина, 1967-1995) За двумя зайцами (1961) Битва за Севастополь (Незламна, 2015) Влюбленные в Киев (Украина, 2011) Белая гвардия (2011). Телесериал по одноимённому роману Михаила Булгакова Богдан Хмельницкий (1941) Матч (Украина-Россия, 2012)


Фильм-откровение: «Иерей-сан. Исповедь самурая» (рецензия)

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезд5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд (голосов: 13, средний балл: 9,92)

Дата: 15.12.2015 Автор: Рубрики: Рецензии, Экспертиза Метки: , , Версия для печати

«Иерей-сан. Исповедь самурая». Фильм-откровение

На официальную мировую премьеру художественного фильма “Иерей-сан. Исповедь самурая” были приглашены две тысячи гостей и пресса. Перед началом те, кто придумал, написал и снял фильм, выступили со вступительными словами. Лейтмотивом всей презентации можно выделить слова автора сценария Ивана Охлобыстина “Христос посреди нас”. Простые, на первый взгляд, и скромные слова несли в себе сокровенную тайну этого фильма.

Фильм прост, как все гениальное, но и одновременно сложен. Это первый парадокс кинокартины “Иерей-сан. Исповедь самурая”. Прост он по сюжету. Сюжет оригинальный, интересный, но никаких чересчур мудрствующих “заковык” здесь нет. Но даже в своей простоте он многогранен.

Например, можно рассказывать фильм, основываясь на судьбе японского православного священника Такуро Накамуры (в крещении отец Николай), которого сыграл… нет, не сыграл, а по-настоящему ПРОЖИЛ замечательный актер Кэри-Хироюки Тагава.

Сюжет от о. Николая:

Будучи японцем по происхождению, но православным пастырем по духу, отец Николай, вынужденный терпеть клановую вражду между двумя кланами якудза, к одному из которых принадлежалит его брат, невольно попал в неприятность, защитив на улице от хулиганов девушку. Зачинщик оказался сыном главы враждебного клана якудзы, и при встрече отца хулигана и брата о. Николая гордыня застилает разум обоим мафиозо, и объявляется война. В ходе столкновений на почве мести начинают гибнуть ни в чем не повинные люди, ранен сам отец Николай, и правящий архиерей решает перевести Накамуру в глухой российский приход, пытаясь как спасти самого батюшку, так и попытаться прекратить войну кланов. Отец Николай смиренно принимает такое послушание и приезжает в Россию. Далее православный японский мир отца Николая сталкивается с русской действительностью, в которой есть всё – и любовь, и ненависть, и личные драмы обитателей села, и продажность полицейских, и беспринципность жаждущего наживы местного дельца, и пьянство, и разруха, и православная вера, сначала дремлющая где-то внутри, загнанная и сжатая в комочек обстоятельствами, но потом восставшая ото сна и побеждающая любые трудности.

Теперь другая линия и другой фильм. История от обитателей села Глубокое.

Село в российской глубинке можно сказать заброшено. Почти все жители покинули его в поисках пестрой жизни больших городов, но несколько семей осталось. Каждая семья – отдельная история и отдельная трагедия. Вот бывший спортсмен, спившийся после травмы и винящий весь мир в своей неудаче. А вот переехавшая из города семья, в которой муж когда-то воевал в горячих точках и был выброшен за борт жизни большого города, а теперь пытающийся разводить кроликов в деревне. Здесь же и семья, в которой болью и особой любовью служит Макарка, местный недоразвитый парень, безобидный и добрый. Все в этой деревне живут одним днем, кое-как, постоянно ругаясь и не просыхая. Точнее, мужики не просыхают, а женщины вынуждены на своих плечах не только нести все хозяйство, но и обиды своих мужей. Символом пустоты в душе и поселившегося там хаоса является наличие в деревне разрушенного православного храма. Да, храм есть, но он разрушен. Это точно так же, как в душе у селян: Бог есть, но Он оттеснен в такие дальние уголки, что на святом месте, которое, как известно, пусто не бывает, пируют бесы, о чем постоянно твердит герой Петра Мамонова — бывший охотник Шатун. Так бы безрадостно и беспросветно было бы и дальше, но вдруг в Глубоком появляется странный батюшка-японец на деревянных колодках вместо обуви. Для жителей Глубокого отец Николай стал мессией, которого послал Господь для вразумления и врачевания душ. Причем душ не только селян, но и самого отца Николая, а также продажных полицейских и даже главного беса – местного “бизнесмена” и криминального авторитета Нелюбина (Иван Охлобыстин очень хорошо сыграл, как бес внутри Нелюбина сопротивлялся до конца, но в самую последнюю минуту криминальный авторитет понял, что воюет не с людьми, а с Богом, и насколько это глупо и тщетно). Местные жители пережили разлад, вражду, смертельную опасность, пожар, вооруженное нападение банды отморозков, нанятых Нелюбиным. Но потом словно пелена спала с глаз обитателей глубокого, и сначала кротость и смирение отца Николая, помноженная на железную волю самурая, начали словно магнитом притягивать к себе людей, а потом самопожертвование японского батюшки сплотило людей вокруг общей беды, искренняя вера проснулась и Господь проявился посреди прихожан разрушенного, но ожившего храма. Японский священник и обитатели Глубокого нашли сами себя и друг друга, обрели угасшую было веру, и теперь, после победы Духа и Любви над злом, в брошенную деревню начали приезжать люди. Чтобы жить. Любовь победила.

Третья сюжетная линия – линия зла, которое сначала торжествовало победу над природой, над душами людскими, но потом, встревоженное появлением японского батюшки, сначала всячески искушало его, но, не имея успеха, начало бросаться на него в бессильной злобе помешать промыслу Божиему. Хоть и в глубинке, но все-таки посреди России, зло отчаянно и безоглядно идет на любые мыслимые и немыслимые нарушения закона и жестокости, лишь бы сломить дух священника и его паствы. Жестокости эти настолько сильны и злобны, что наизнанку выворачивает даже видавших виды продажных полицейских, и они отступают. Не смирился только бес Нелюбина. Последняя атака зла на деревню очень показательна: сея вокруг свинцовую смерть и огонь, вооруженные до зубов отмороженные наемники не могут ничего сделать. Вроде бы они действуют хитро, коварно и предельно жестоко, но все их бесчинства разбиваются о невидимое, но явное заступничество Божие. И то, что в конце битвы поверженного и ратерянного (как же, он был на миллион процентов уверен в победе!) Нелюбина оставляют в живых – последняя капля, добившая его: он не замечает боли, он растерян, он раздавлен, он повержен, он побежден тем, что нельзя потрогать и что не стреляет пулями – заступничеством Божиим. Видно, что он ошеломлен и, быть может, стоит на пороге того, чтобы осознать, что его от бездны спасла Любовь Божия, неведомым образом появившаяся ниоткуда в сердцах конченых, по его мнению, людей. Значит, и для него не все потеряно? Если вспомнить, что первым человеком, попавшим в рай, стал разбойник, то…

Три сюжетные линии фильма “Иерей-сан. Исповедь самурая”, три притчи, основанные на реальных событиях и переплетенные в одно целое. Ценность фильма, прежде всего, в том, что очень доходчиво и наглядно показано: “Царство Божее внутрь вас есть”. Есть множество прекрасных документальных фильмов о подвижниках Православной веры, много книг, в которых сияет людям пример веры и благочестия. Но, к сожалению, мы ленивы, и не всем понятно повествование святых и о святых, а некоторые вообще опускают руки, делая вывод “кто они, а кто я, я так не смогу”, поэтому художественный фильм, снятый по благословению Оптиной пустыни на понятную всем тему, очень и очень важен. Если же он снят так, как “Иерей-сан. Исповедь самурая”, то есть на одном дыхании, интересно, просто и вместе с тем очень глубоко и умно, то это крайне важное событие не только в кинематографе, но и в жизни всей страны. Точнее, в жизни всех людей.

Фильм о нас. Прямой и жесткий. Но добрый, дающий светлую надежду. Его можно сравнить со скальпелем хирурга, делающем болезненный надрез, но лишь только с целью излечить, а не причинить боль и навредить. Посмотрите этот фильм, а потом на себя… Разве мы, как герои начала фильма, не вертимся так же в суете, погрязая глубже и глубже в страстях и проблемах и отыгрываясь за логически следующие по нашим поступкам неприятности на своих близких людях? А нужно всего лишь остановиться, перевести дух и вспомнить, что мы суть образ Божий и “Царство Божее внутрь вас есть”, то есть вспомнить о бесценном даре, данном нам Господом просто так, из Любви к нам. И тогда, очистив душу покаянием и страданием (как жители Глубокого в фильме), мы, обратясь к Богу, получим такую помощь, что никто и ничто в мире не сможет причинить нам зло. Именно это наглядно показано в фильме “Иерей-сан. Исповедь самурая”. Именно поэтому это православный фильм в самом полном смысле этого слова. Это фильм-притча. Это фильм-проповедь. Это фильм-миссия.

Этот фильм, конечно же, не заменяет ни храма, ни молитвы, ни чтения святых отцов, но если запись фильма “Иерей-сан. Исповедь самурая” будет у каждого в коллекции, его можно периодически пересматривать, не понимая ту или иную жизненную ситуацию. Он одёргивает, дисциплинирует, ставит на место мозги, направляет на правильные мысли и, соответственно, поступки. Например, для коррупционеров, для бандитов и для силовиков это фильм-предупреждение, мягко, но настойчиво говорящее, что надо поступать по совести и не делать людям зла, иначе станет невмоготу тошно (как полицейским в фильме), зло все равно вернется назад сторицей, а над любой властью есть власть Господа Бога, и ничто эту власть не может поколебать. А для всех остальных людей этот фильм-надежда и напоминание, что Христос посреди нас.

Первый парадокс фильма, как говорилось вначале – предельная простота и одновременно глубина повествования. Вторым же парадоксом фильма является то, что фильм, пронизанный Духом, живет своей жизнью! Его и запрещали, и записывали в санкционный список, и срывали финансирование, но фильм, как оживший и одухотворенный организм, сам помогал своим авторам. Надо отдать должное создателю, организатору и вдохновителю фильма “Иерей-сан. Исповедь самурая” Любови Калинской в том, что она, человек верующий и деятельный, чутко прислушивалась к таким сигналам свыше. В результате фильм не только вышел в прокат, но и начал совершать явные чудеса.

Одним из таких светлых чудес стало крещение в Православие актера Кэри-Хироюки Тагавы. Посмотрите фильм – и вы поймете, что это не пиар-ход и не временный порыв души, очнувшись от которого актер будет сожалеть. Нет, это осознанный серьезнейший шаг, возможно, самый важный в жизни человека, выросшего в совершенно других традициях. Это мы можем легкомысленно называть себя православными только потому, что мы русские, но на самом деле зачастую и перекреститься не умеем, а для японца, да еще не в юном возрасте, это откровение, это изменение всей жизни. Поэтому это правда. Вот какой силы этот фильм!

СМИ назвали фильм “Иерей-сан. Исповедь самурая” “событием федерального масштаба”. Это и так и не так. Не так потому, что это событие не укладывается в рамки Российской Федерации, как слова Христа “Царство Божее внутрь вас есть” не укладывается в человеческое сознание, а Сам Господь Бог не укладывается ни в какие рамки и является всеобъемлющей, чистой и всепобеждающей Любовью.

Александр Добродомов
Русский мир. Украина



Популярные темы: «Всё из-за России»: голливудский фильм «Номер 44» не выйдет в украинский прокат Информационная атака мимо цели: создатели сериала «Последний москаль» оскорбили гуцулов «Отрочество», фильм как жизнь в реальном времени (рецензия)
 

Комментарии к записи: 2

Фильм хороший, обязательно стоит стоит того чтобы просмотреть. Подач сюжета, еще и со стороны православного японца, интересный авторский ход.

Thumb up 0 Thumb down 0 (0)

Очень интересный фильм. Все сюжеты жизненные, что еще раз доказывает — жизненный опыт любого человека уникален и ценен.

Thumb up 0 Thumb down 0 (0)


Форма добавления комментариев

*