Тени забытых предков (Тіні забутих предків, 1965) Баллада о бомбере (Украина, Россия, 2011) Мультсериал «Казаки» (Украина, 1967-1995) За двумя зайцами (1961) Битва за Севастополь (Незламна, 2015) Влюбленные в Киев (Украина, 2011) Белая гвардия (2011). Телесериал по одноимённому роману Михаила Булгакова Богдан Хмельницкий (1941) Матч (Украина-Россия, 2012)


Борьба зла со злом: «Звездные войны» как отражение геополитики

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезд5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд (голосов: 7, средний балл: 9,43)

Дата: 24.12.2015 Автор: Рубрики: Рецензии, Экспертиза Метки: , , , , Версия для печати

Звездные войны

На прошлой неделе в мировой прокат вышла новая серия «Звёздных войн». Тим Керби, который не любит смотреть голливудские фильмы, тем не менее, считает эту ленту значимой. В своей публикации он рассуждает о том, как этот фильм отражает нашу современную геополитическую реальность, почему Империя не является аналогом фашистской Германии, почему в фильмах Лукаса вообще нет борьбы между Добром и Злом.

Показы нового фильма легендарной серии «Звездные войны» уже начались. Как человек я к этому событию совершенно равнодушен, ибо давно не смотрю голливудские фильмы. Но как аналитик я готов назвать этот фильм самым значимым за последнее десятилетие.

Ведь, согласитесь: если каждый житель страны прочитал некую книгу, то книга эта представляет для аналитика особый интерес. Так и фильм «Звёздные войны». Его посмотрели миллионы (а может, и миллиарды!) людей — и преимущественно молодых. Для американских мальчиков сериал «Звёздные войны» — как для российских мультфильм «Трое из Простоквашино»: его смотрели все. В России я пока не видел, чтобы люди ночевали в очередях в кассы кинотеатров в надежде посмотреть фильм первыми. А вот в Америке нашлись люди, которые провели у дверей кинозала шесть недель, — так важно им было как можно скорее увидеть новый эпизод этой ленты!

Ведь это не просто сериал о приключениях астронавтов на других планетах. Это культурный феномен! Все знают Дарта Вейдера, и очень немногие — Эрнеста Хемингуэя. Так что вполне очевидно, кто из них важнее для понимания американской культуры.

Более того, эти фильмы поднимают большие геополитические проблемы: революция, империализм, война, экономика… Благодаря сериалу в головах молодых людей оформляются первые мысли на эти темы. И, хотя в ленте, как кажется, показана борьба Добра против Зла, мир в ней изображается отнюдь не однозначно.

Если бы это был малобюджетный фильм, демонстрирующий какие-то маргинальные взгляды, я бы о нём не писал. Но этот сериал стал мировым феноменом — и его следует проанализировать.

Революция без последствий

Самый первый фильм сериала, «Новая надежда» (A New Hope, 1977), я посмотрел в весьма юном возрасте, когда мой разум был ещё дальше от совершенства, чем сейчас. Но и тогда мне показались странными последние кадры этой ленты.

Уничтожив супероружие и флагман Империи «Звезда смерти», герои фильма получают награды в огромном зале — и все радуются. (Напомню: режиссёр Джордж Лукас не надеялся, что сможет достать деньги на продолжение, поэтому в 1977-ом году хеппи-энд должен был стать финалом всей этой истории). Они как бы празднуют начало революции — начало конца Империи.

Вот только что тут праздновать?! Если огромная империя рухнет, то всем будет очень плохо. В фильме показана Галактика, в которой есть такие далёкие и бедные планеты, как Татуин, жители которой пережили революцию и страдают от дефицита товаров. Более того, на этой планете процветают мощные криминальные элементы — как Джабба Хатт, — которые, пользуясь разгулом анархии в Империи, сумели отхватить большие куски пирога и создать свои маленькие криминальные княжества. Они просто грабили всех при отсутствии сильной имперской власти.

Может быть, Империя — это действительно зло, но она поддерживает какой-то порядок и регулирует экономику. В нашем реальном мире революционные годы для некоторых тоже стали весьма прибыльными… Вот только для народа они всегда самые трудные.

Ох, простите! Я забыл, с кем разговариваю!.. Вы и без меня это знаете… Ведь вы, россияне, сами пережили крах империи и на себе ощутили все последствия «перемен» (а молодые могут спросить у мамы, как это было). Но для лидеров революции начало войны — праздник. Они же не будут умирать в снегах планеты Хота… Для них самое главное сделано: режим рухнул, революция началась — а всё остальное не важно.

Вот здесь в фильме проявляется та дурацкая наивность, которую СМИ демонстрируют после каждой «цветной революции».

Компартия окочурилась — ура, теперь всё будет хорошо! Каддафи мёртв — ура, теперь всё будет хорошо! Оранжевые победили на выборах — ура, теперь всё будет хорошо! Саддама Хусейна казнили — ура, теперь всё будет хорошо! «Майдан» сработал — ура, теперь всё будет хорошо… второй раз!

Все эти события в трактовке СМИ выглядели точно как финал того самого, первого фильма «Звездных войн»! Жестокая и несправедливая власть рухнула, все улыбаются, всё будет хорошо — и не будет никаких негативных последствий! Всё, выключаем камеры! Дальше не надо смотреть: поверьте нам, ВСЕМ СТАЛО ЛУЧШЕ! И ТОЧКА!

Одним словом, этот фильм заставляет всех поверить, что революция — это нечто лёгкое, простое и прекрасное — без всяких трагедий, жертв и лишений. А сегодня мы видим украинскую интерпретацию хеппи-энда первого фильма «Звездных войн». Явные совпадения, правда?

Кто тут злой?

Я только что рассказал о конце первого фильма знаменитой киносаги. Но следует сказать, что его начало знатоки считают просто гениальным. Сразу после текста, объясняющего вкратце происходящее на экране, мы видим, как маленький космический корабль отлетает от корпуса громадного корабля, который едва помещается в кадре. Это сразу даёт понять, кто тут силён, а кто слаб, кто агрессор, а кто жертва, кто зол, а кто добр.

Но мне кажется, что Империя в «Звёздных войнах» на самом деле вовсе не является воплощением зла. Это не фашистская Германия — это обычное государство. Более того, с точки зрения морали апологеты Империи не сильно отличаются от повстанцев.

В начале ленты войска Империи штурмуют маленький корабль и берут в плен всех оставшихся в живых и саму принцессу. Но сразу возникает вопрос: почему солдаты жестокой Империи не уничтожили всех на месте (они же предатели!), а вежливо попросили поднять руки и отпустили? И ещё один момент. Если принцесса похитила секретные материалы и хотела раскрыть государственную тайну, то почему её не пытали — тут же, на месте? Менталитет Империи Зла выражала бы фраза: «Мы будем отрезать вам по одному пальцу, пока не получим полную информацию!» А ей сказали что-то типа: «Теперь вы в плену, давайте попозже всё обсудим. А пока выпьем чаю…»

Когда стало ясно, что Дарт Вейдер — не последний джедай и что Люк — единственный, кто может разрушить Империю, её вооружённые силы должны были сделать всё, чтобы его уничтожить. Но они этого не сделали… Если бы вы были главой государства и были уверены, что есть только ОДИН ЧЕЛОВЕК, который готов вас свергнуть и вполне может это сделать, как бы вы поступили?

Когда герои прятались в Облачном городе (Cloud City), имперские войска начали его прочёсывать. А почему они не нанесли по этому городу ядерный удар? Могущественная Империя могла бы легко уничтожить единственного пророка революции — но они блокировали город, организовали поиски… И не стали убивать других людей. Как вы думаете: Гитлер остановился бы перед бомбардировкой одного из немецких городов, чтобы удержать власть?

Фанаты «Звёздных войн» могут упрекнуть меня: я не сказал, что такая толерантность Империи Зла была на самом деле тонким расчётом. Император хотел предложить Люку стать союзником. Но это же абсурд! У Империи Зла не может быть никаких «давай сотрудничать». Не забудьте, предложение Люку было вполне искреннее — это были не пустые слова.

Во второй серии, которая вышла на экраны в 1999 году, нам показали жизнь в Республике, которую разрушили основатели Империи. Мы смогли увидеть события, происходившие, когда у власти была Светлая сторона силы (то есть ДО начала первого фильма). И оценить то государственное устройство, за которое боролись повстанцы в первых трёх фильмах.

Но в этой старой доброй республике Энакин Скайуокер (будущий Дарт Вейдер) и его мама, Шми, живут в РАБСТВЕ. И в фильме ясно сказано, что по законам Республики хозяин имеет право убить их, если захочет. Более того, фильм показывает, что в стране процветает жестокий, кровавый спорт и свободно действуют контрабандисты и пираты. Одним словом, если мы непредвзято посмотрим на происходящее на экране, то поймём, что Республика и Империя мало чем отличаются друг от друга и что жизнь 95% населения практически не изменилась со сменой власти. И хуже всего, что всех этих добрых джедаев в белых одеждах совершенно не возмущало существующее в стране рабство. Их это вообще не беспокоило! Такие добрые рыцари… Самым главным для них было — сохранить свою власть в стране.

Арийская космическая раса

В первых фильмах казалось, что, станешь ты джедаем или нет, — это вопрос силы воли. Но во второй серии стало ясно, что это зависит от количества мидихлорианов. Иными словами — от генетики. То есть, если в ваших жилах не течёт голубая кровь, то вы человек второго сорта, вы нам совершенно не интересны… Создатели фильма убеждают зрителей, что люди с правильной генетикой, то есть с генетикой джедая, имеют право управлять всеми остальными. Какие прекрасные идеи для юной аудитории, правда?

Единственный эпизод, позволяющий назвать Империю фашистской

Признаю, в сериале есть один момент, когда Империя демонстрирует свою жестокость и выступает как Империя Зла. Это эпизод, когда уничтожается целая планета, которая может стать угрозой режиму. Вот это по-гитлеровски! Но только не будем забывать, что флагман Империи «Звезда Смерти», который уничтожили повстанцы, был размером с маленькую луну. И республиканцы совершенно не расстраивались, что миллионы людей, находящихся там, погибли. А ведь повстанцы и джедаи — представители Светлой стороны силы — должны быть ДОБРЫМИ. Они должны отдавать себе отчёт, что убийство такого множества людей нельзя рассматривать как подвиг — это аморально! Но они абсолютно безжалостно убивают всех, кто представляет для них опасность. И при этом вовсе не испытывают мук совести — они улыбаются, убивая их.

Светлая сторона силы в фильме ведёт себя точно так же, как в нынешней реальности действует Запад. Сегодня западные политики готовы разбомбить весь мир ради соблюдения прав человека и принципов демократии. «Мы не убиваем, а боремся против зла, потому что мы ДОБРЫЕ. Мы улыбаемся и не носим этой ужасной имперской униформы — вы же видите, мы ДОБРЫЕ! Моя сабля светится голубым, а не кроваво-красным светом, чтобы вы знали — я ДОБРЫЙ!»

Светлая сторона абсолютно уверена, что она добрая. И даже не замечает, что действует практически так же, как Тёмная сторона. Вот только Тёмная сторона честно признаётся, что борется за власть…

Влияние ЦРУ

Вот сейчас вы, наверно, думаете: у автора, похоже, есть секретный документ, из которого следует, что это ЦРУ написало сценарий «Звёздных войн». И его цель — заложить в сознание западных людей определённый алгоритм, оправдать идею превосходства западной цивилизации и необходимость новой холодной войны. Или просто окончательно оглупить аудиторию.

Нет, ребята, таких документов нет… Это вопрос не конспирологии, а менталитета создателя сериала — Джорджа Лукаса. Он хотел снять фильм в духе чёрно-белого приключенческого кино, а создал знаковую ленту, отражающую западный менталитет. «Мы просто добрые! А если вы думаете и выглядите не так, как мы, то вы — злые!». Это типичный слепой патриотизм, сформированный эпохой холодной войны: «Я ничего не знаю о коммунизме. У меня нет никакой информации об СССР. Но я уверен, что все они злые: у них танки ездят по Красной площади!»

Этот сериал убеждает западное сообщество: нам нет необходимости доказывать свою доброту: вы все просто должны поверить, что мы добрые! Так вела себя на брифингах и Джен Псаки: «Мы — добрые, а вы — злые!» Есть улыбка — есть и доброта, и всё!

Этот рассказ о Галактической Империи, которая раньше была Галактической Республикой, очень напоминает историю Римской империи, которая тоже сначала была республикой. Может быть, для некоторых в сенате идея республики очень важна. И пропонентов необходимости диктаторства в военных мундирах они считают абсолютным злом. Но давайте признаем очевидное! Жители Рима не почувствовали существенных изменений со сменой системы: гладиаторы всё так же погибали, рабы работали, а варвары уничтожались в непрерывных войнах…

Лично меня Лукас не смог убедить, что в его фильмах сталкиваются разные идеологии, что в них показана борьба Добра и Зла. Я в этой киносаге вижу лишь отражение обычных геополитических амбиций. В сегодняшней борьбе политических элит гибнет огромное число ни в чём не повинных людей. И при этом им объясняют, что для них же стараются, для их лучшей жизни… чтобы установить правильную государственную систему…

Хотя разницы, по большому счёту, нет!.

RT



Популярные темы: Фильм-откровение: «Иерей-сан. Исповедь самурая» (рецензия) «Всё из-за России»: голливудский фильм «Номер 44» не выйдет в украинский прокат Информационная атака мимо цели: создатели сериала «Последний москаль» оскорбили гуцулов
 

Комментарии к записи: есть 1 комментарий

Не вижу ничего общего между современными революциями происходящими в мире и фантастикой «Звездных воинов», поэтому не надо искать в фильмах подтекстов.

Thumb up 0 Thumb down 0 (0)


Форма добавления комментариев

*