Тени забытых предков (Тіні забутих предків, 1965) Баллада о бомбере (Украина, Россия, 2011) Мультсериал «Казаки» (Украина, 1967-1995) За двумя зайцами (1961) Битва за Севастополь (Незламна, 2015) Влюбленные в Киев (Украина, 2011) Белая гвардия (2011). Телесериал по одноимённому роману Михаила Булгакова Богдан Хмельницкий (1941) Матч (Украина-Россия, 2012)


Сказание о крещении Руси (документальный сериал, Украина)

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезд5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд (голосов: 17, средний балл: 9,12)

Дата: 28.07.2015 Автор: Рубрики: MADE IN UKRAINE, Анимация, Все фильмы, Документальные, Исторические, О главном, Семейные, Сериалы Метки: , , , , , , Версия для печати

Сказание о крещении Руси (документальный сериал, Украина)

«Сказание о Крещении Руси» — многосерийный анимационный фильм, каторый рассказывает об истории христианизации Руси —  от проповеди апостола Андрея (І в.) и до крещения русичей равноапостольным князем Владимиром (X в.). Основным источником было «Сказание о Крещении Киевской Руси», что вошло как дополнение в двенадцатый том «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского.

Режиссер Валерий Бабич. Сценарий: Вадим Бондаренко, Владимир Тележенко. Продюсеры: Валерий Бабич, Влад Ряшин. Композитор Михаил Алексеев. Ведущий: Евгений Сенчуков.

Жанры: сериал, документальный, анимация. Продолжительность фильма: 20 серий по 4 минуты каждая. Возрастная аудитория: без ограничений.

Производство: StarMedia, Babich-Design (Украина, 2007-2009). На DVD сериал вышел 10 декабря 2009 года.

Онлайн-просмотр сериала «Сказание О Крещении Руси» доступен на канале StarMedia



Популярные темы: Крещение (Украина, 2013) Гніздо горлиці (Україна, Італія; 2015) Story of R32 (История R32, Украина, 2014)
 

Комментарии к записи: 13

Князь Владимир поначалу был язычником и поклонялся богам славянского пантеона. Однажды князь вернулся с дружиной из удачного похода и решил возблагодарить языческих богов. Старцы-волхвы сказали: Перун на этот раз требует крови человеческой. Бросим жребий на отрока или девицу…

Жребий пал на семью варяга-христианина Феодора – на сына его Иоанна. Федор пришедших за сыном жрецов не пустил на порог своего дома и провожал их со словами: Не боги у вас, а просто дерево. Сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог же один. Он сотворил небо и землю, звезды и луну… А эти боги что сделали? Не дам им сына своего.

Тогда жрецы вышли со двора Феодора и сказали киевлянам, что чужеземец осмелился ругать их богов. Рассвирепевшая толпа горожан убила отца и сына. Они стали первыми на Руси христианскими мучениками.

Кровь первых мучеников земли Русской не пролилась даром. Их смерть потрясла многих горожан. Заставила их задуматься о пустоте своей ничтожной веры. Опечалился и сам Владимир. Увидел он иными глазами кровавые языческие требы и осознал в сердце своем правоту Федора-варяга.

Thumb up 9 Thumb down 2 (+7)

Спасибо за интересную и поучительную информацию. Думаю, очень нужный документальный сериал. Есть важные моменты в истории, которые изучались вскользь в мое время. А ведь это событие поменяло сознание людей. И объединило их.

Thumb up 0 Thumb down 1 (-1)

Это откуда же вы такую легенду достали? Насколько сейчас известно, Русь крестили огнем и мечом, никто добровольно в чужую веру идти не хотел! А этот сериал — подлог.

Thumb up 4 Thumb down 3 (+1)

«Сейчас известно», Данил, звучит как-то не убедительно. Сейчас много чего такого вдруг стало «известно» — и что славные предки наши укро-арии представляли самую древнюю и самую могущественную цивилизацию на планете, и, естественно, верования и у них были самые светлые и правильные, а не те христианские, которые евреи придумали, и что обучали египтян строить пирамиды фараоновы, и календарь раньше всех составили, и Чёрное море выкопали, и всю свою жизнь сражались с угро-финно-татарскими ордами, засылаемыми из Москвы — ради спасения Европы и всего прогрессивного человечества.

Thumb up 5 Thumb down 1 (+4)

Это не легенда. В «Повести временных лет» Нестор Летописец так пишет о гибели варяга Феодора и его сына Иоанна: «И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всём людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесём его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили».

Thumb up 4 Thumb down 2 (+2)

Научно подтверждённое место захоронения русских христианских первомучеников, действительно, обнаружить не удалось (хотя в Киево-Печерской Лавре хранятся мощи убиенного варяжского отрока Иоанна, достоверно не известно откуда они туда попали). А вот дом, в котором жил княжий дружинник со своим сыном — нашли. В 1908 году во время раскопок у алтаря Десятинной церкви археологическая группа известного киевского ученого В.В.Хвойко вдруг наткнулась на останки двухэтажного деревянного сруба, который был сожжен еще тысячу лет назад. Десятинная церковь это и есть та самая церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую князь Владимир воздвиг на месте гибели первомучеников и которую упоминает Нестор Летописец. Так что нет никаких оснований подвергать сомнению подлинность сохранившихся летописных свидетельств и церковных преданий.

Thumb up 2 Thumb down 2 (0)

Между прочим, на этом самом месте, на Старокиевской горе, в наши дни собираются украинские неоязычники, они упорно протестуют против восстановления Десятинного монастыря и хотят, чтобы здесь, как в довладимировы времена, снова было языческое капище.

Thumb up 2 Thumb down 1 (+1)

Десятый век был суровым. С этим никто не спорит, но версия, что христианская вера на Руси утверждалась огнем и мечом, мягко говоря, не соответствует действительности. Скорее наоборот, в условно дохристианские времена на Руси огнём и мечом русско-варяжские язычники искореняли зарождавшееся русское христианство. Это, в частности, подтверждает и поход тогдашнего новгородского князя Владимира на Киев. И убийство упомянутых выше священномучеников Иоанна и Феодора, совершенное в первые дни после завоевания Киева Владимиром, и, судя по всему, именно по случаю жертвоприношения в честь этой победы.

Надо отметить, что после крещения, принятого князем Владимиром, христианство стало государственной религией Руси, но пришло оно на наши земли задолго до этого события. Согласно преданию, это произошло во времена Апостола Андрея Первозванного, то есть еще в первом веке нашей эры. Первые христианские общины начали появляться в наших краях за несколько столетий до Крещения Руси, а активное распространение христианства началось в IX веке, то есть почти за столетие до Крещения. Это я к тому, что к моменту Крещения Руси христианство вовсе не было для наших предков, чем-то таким совершенно чужеродным.

Для того, чтобы трезво оценить правдоподобность версии о «крещении огнем и мечом» нужно знать и особенности распространеных на Руси вероучений, так как идеологическая составляющая носителей той либо иной религии является очень важным поведенческим факторм. Язычество во всех своих ветках, точно также как иудаизм и магометанство (ислам), некоторые псевдохристианские еретические секты и даже в какой-то мере сатанизм — требуют от своих последователей в земной жизни, кроме поклонения Богу (богам), соблюдения Закона Справедливости («зуб за зуб, око за око»), а христианство призывает соблюдать Закон Любви, который ставит выше Закона Справедливости.

«Прощайте, и прощены будете», сказал Иисус Христос. «Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, то есть врагов наших. Он сказал: «вы слышали, что сказано (вашими учителями — книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

«Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники? Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Из этого следует, что решение проблемных вопросов (какой бы важности они не были) при помощи «огня и меча» глубоко чуждо христианскому мировоззрению. Вы, конечно, можете возразить, что вся история христианских народов — такая же череда непрекращающихся войн, как история наций и народов, исповедующих другие религии. К сожалению, в большинстве случаев так и есть. Но происходит это вовсе не потому, что христианство якобы провоцирует или оправдывает кровопролитие, а как раз потому, что даже считая себя христианами и даже действуя якобы от имени Христа, мы предаем Его, в глубине души все еще оставаясь язычниками, потакающими своим эгоистическим страстям и животным инстинктам…

Thumb up 3 Thumb down 2 (+1)

Вы так рассказываете будто только из 10 века! А вот самому мозги включить и прикинуть, не опираясь на «исторические» писания, подлинность которых мы никогда не докажем, никак не можете. Делаю это за вас. Если завтра к вам придут иноверцы, вы ударитесь в ихнею религию, какой бы она хорошей не была, или будете жить по обычаям своих предков? На первое способен только предатель, отсюда делаем вывод: Русь крестили насильно.

Thumb up 0 Thumb down 5 (-5)

Если, как вы говорите, «включить мозги», но при этом не опираться на летописные свидетельства современников минувших событий и очевидцев, отринуть мнения историков и других специалистов, проигнорировать данные археологических и других научных исследований — тогда получится просто фэнтези, и притом плохое фентези, потому что хорошее тоже создаётся не только на каких-то отвлечённых фантазиях, но и, как правило, на авторских интерпретациях определённого исторического материала.

Thumb up 4 Thumb down 2 (+2)

Обвинения в предательстве веры предков совершенно безосновательны, потому что христианство вообще нельзя рассматривать как некую новую религию. Эта религия не новая потому, что ведёт свою историю от самого сотворения мира. Первые люди знали Бога — своего Творца, Создателя. Знали Его и у нас, задолго до Крещения. Просто во времена Владимира Крестителя христианство на Руси стало государственной религией. То есть государственная власть поменяла своё отношение к христианству и возвела его в ранг закона для всех русских племён и всего русского народа. Повторюсь, вера в Единого Бога-Отца Вседержителя всегда жила в нашем народе и до этого, но, к сожалению, сохранить её в чистоте смогли очень немногие. В массе своей народ не сохранил верность Создателю и, соблазнённый демонами, стал служить им, вступив на путь вражды как с Богом так и с теми племенами, которые поклонялись другим (враждебным) демонам. Массовое же крещение русичей князем Владимиром — это духовное прозрение, покаяние, искупление греха вероотступничества, и одновременно — объединение русских земель на этой основе. Это и есть возвращение от языческих верований и суеверий к подлинной, древней вере наших предков.

Thumb up 4 Thumb down 2 (+2)

Георгий Максимов. Миф неоязычников о кровавом крещении Руси

Огнем и мечом?
Один из самых распространенных пропагандистских мифов неоязычников – что крещение Руси сопровождалось геноцидом невиданных масштабов. Вот, например, цитата из популярного у язычников фильма: «За 12 лет христианизации только в Киевской области (Киевская Русь) из 12 миллионов 9 физически были уничтожены».

Вот как, по версии язычников, проходило крещение Руси. Эти величины – 9 миллионов убитых – кочуют из одной неоязыческой публикации в другую. Такая версия, конечно, не для тех, кто станет спрашивать: а откуда данные? На каких исторических источниках это основано? Как быть с тем фактом, что в то время такое огромное количество народа никак не могло проживать «в одной только Киевской области»?

Идеологи неоязычества знают, что их целевая аудитория таких скучных вопросов задавать не будет и доверчиво проглотит любую выдумку, и чем бредовее выдумка, тем доверчивее.

Ладно, проглотили. Но давайте посмотрим, что из этого следует и как такое могло быть осуществлено практически. Сколько воинов было у Владимира? Личная дружина – около 400 человек. Если же мобилизовать всех, кого можно, то есть подключить ополчение, то самый максимум, потолок – 40 000. И это, как мы понимаем, только что крещенные вчерашние язычники-славяне, у многих из которых в этой же Киевской области родственники и друзья. Их тоже крестили насильно? 400 христиан силой заставили 40 000 славянских воинов-язычников принять крещение? И они не взбунтовались не только при крещении, но и когда их послали истреблять своих родственников? Ладно, допустим, эти 40 000 славянских воинов были настолько покорными князю, что все приказы исполнили беспрекословно. Но как быть с теми уничтоженными 9 миллионами язычников? Ведь в то время не было оружия массового поражения, только мечи, копья и стрелы, каждого человека приходилось убивать «вручную». При этом известно, что в древней Руси у каждого взрослого мужчины было оружие, и вряд ли он бы сидел сложа руки, если бы воины князя пришли убивать его семью.

Вообразите картину: 40 000 вооруженных мечами и луками христиан всего за несколько лет убивают 9 000 000 язычников, из которых не менее 1 800 000 были здоровыми мужчинами, имевшими дома такие же мечи и луки. Это какими же овощами надо быть, чтобы при более чем 40-кратном превосходстве позволить истребить себя и свои семьи? То есть вот такими были наши предки по версии неоязычников? Вот такими их сделала «родная вера»?

Тут возникает три простых вопроса.
Христиане говорят, что наши предки добровольно приняли новую веру, как свободные люди, доверившись выбору князя, который согласовал этот выбор со старейшинами. Неоязычники говорят, что наши предки не хотели креститься, но кучка христиан по приказу князя силой заставила их, а три четверти при этом попросту истребила, несмотря на колоссальное превосходство наших предков в численности. Скажите, какая из этих версий унижает память наших предков? Какая представляет их безвольными забитыми слабаками, а какая – свободными людьми?
Если христиане были в состоянии в столь короткое время победить столь многократно превосходящие силы язычников, то, значит, христианство делает человека просто супервоином. Как же это сочетается с уверениями язычников, что христианство – это религия слабаков, а язычество нас якобы сделает сильнее?
И, наконец, самый интересный вопрос: а куда смотрели в это время славянские боги? Перун, Род, Сварог, Даждьбог и прочие товарищи – они почему не вмешались? Ведь, по уверениям неоязычников, при крещении Руси происходила катастрофа невероятных масштабов: народ, который веками исправно чтил этих богов и приносил им жертвы, вдруг на три четверти истребляют, а оставшуюся четверть насильно переводят в другую веру. Уж когда бы этим славянским богам вмешаться и помочь, как не сейчас? Ведь речь идет обо всех их поклонниках! И даже более чем просто поклонниках. Неоязычники уверяют, что для славянских богов они не рабы, а дети. То есть представьте: на ваших глазах три четверти ваших детей убивают, а четверть заставляют от вас отрекаться. Вы бы не вмешались? Вы бы не сделали всё возможное, чтобы остановить это, защитить своих детей? А почему славянские боги не вмешались, не помогли? Что они делали, когда к ним взывали их убиваемые дети? Где они были?
Напоминаю: мы поверили мифам неоязычников о кровавом крещении Руси и смотрим, что из этого получается. Возможны варианты:

а) славянские боги хотели помочь, но христианский Бог оказался сильнее, и они ничего не смогли сделать;
б) славянские боги были сильны и могли помочь, но им было наплевать на своих детей и поклонников, и они даже палец о палец не захотели ударить, чтобы спасти их;
в) славянских богов просто не существует, поэтому, естественно, нашим предкам некому было помочь.

Какой бы вариант мы ни выбрали, остается непонятным, зачем нам сейчас возвращаться к этим богам? Исходя именно из неоязыческих рассказов получается, что христианский Бог о Своих рабах заботится больше, чем славянские боги – о своих детях.

Но ладно, положим, им наплевать на своих поклонников/детей. Но ведь христиане уничтожали капища этих богов, прекращали совершаемые им жертвы, свергали их идолов. Это уже, как ни крути, затрагивает самих славянских богов. Их не только лишили поклонников, но еще и самих унизили по максимуму. И что же эти боги даже тогда не вмешались?

В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как свергали в Киеве идол Перуна. Когда его выбросили в Днепр, несколько язычников долго бежали по берегу и кричали «Выдыбай, боже, выдыбай!» Такова была последняя мольба к Перуну на русской земле. Последние его сторонники не просили, чтобы он защитил их от христиан, – они просили, чтобы Перун защитил себя, чтобы явил чудо и при всех вытащил из воды свой поверженный идол. Действительно, было бы эффектно. Может быть, и христианизация Руси остановилась бы. Но ничего не произошло. Даже более того: когда волны наконец прибили идол к берегу, то бывший там мужичок, подойдя, отпихнул его обратно в реку со словами: «Ты, Перунище, досыта ел и пил, а теперь плыви прочь». Не только против княжеских воинов-христиан, но и против одного безоружного мужичка Перун оказался бессилен.

И ведь это те самые славянские боги, которых нынешние неоязычники любят рисовать в виде могучих витязей в броне, про которых говорят, что они, мол, не как Христос, Который учил подставлять вторую щеку и не противился, когда Его распинали, эти боги учат, что надо постоять за себя и дать сдачи. Как же так получилось, что вся эта свора супермощных славянских богов схлопотала по полной от последователей Того, Кто учил подставлять вторую щеку, и ничем не могла помочь ни себе, ни своим сторонникам?

Итак, еще раз. Если неоязычники говорят правду про кровавое крещение Руси, то у нас только три варианта, как объяснить бездействие славянских богов: либо их попросту нет, либо они ничто перед христианским Богом, либо им наплевать на своих последователей и однажды они уже очень жестко кинули наших предков. Довольно странно после этого агитировать за возврат к почитанию таких богов.

Ненависть к святому равноапостольному князю Владимиру настолько ослепляет неоязычников, что они приписывают ему грехи, которые он физически не мог выполнить (истребление 9 000 000 человек). Между тем всего за несколько десятилетий до крещения Руси одно из славянских племен убило князя Игоря только лишь за то, что он хотел увеличить налог. Через подосланных убийц убивали князей и после Владимира. И нам предлагают поверить, что будто бы эти же люди так легко позволили насильно себя крестить, да еще и сопровождая это истреблением трех четвертей населения? Да Владимира убили бы еще на стадии подготовки, если только он не смог бы убедить людей добровольно последовать его выбору.

Неоязычники просто не могут признать, что Владимир, сам «переболевший» язычеством, увидел, что это тупиковый путь для Руси. Он уже тогда прозрел то, что сейчас для нас очевидно, когда мы смотрим, что стало с народами, оставшимися в своем традиционном язычестве. Народности Крайнего Севера, племена Амазонии, аборигены Австралии, жители «черной» Африки – ни собственной письменности, ни культуры, ни полноценной государственности, ни цивилизации. Князь Владимир не хотел такого будущего для русских. Поэтому он понял, что при выборе веры нужно рассматривать что угодно, кроме язычества. И заметьте, как мудро он выбирал. Сначала изучил сам. Потом отправил послов изучать веры. Потом посоветовался со старейшинами: когда послы вернулись, «созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: “Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними”». И только когда совпало мнение и его самого, и послов и старейшин, он крестился сам и призвал жителей Киева последовать его примеру. Многие последовали, а кто не последовал, тем дозволили оставаться в прежней вере, и проповедь среди них продолжалась в последующие десятилетия, даже и после смерти Владимира.

Неоязычникам как воздух нужен миф о «насильственном крещении Руси», потому что если окажется, что это был добровольный выбор народа, то нелепость их пафоса «возвращения к вере предков» становится слишком очевидной. Но вот в чем проблема: археология не подтверждает насильственного крещения Руси, хотя спрятать миллионы убитых невозможно. В Англии недавно обнаружили захоронение с несколькими десятками обезглавленных викингов, в Риме в древних слоях обнаружили тысячи скелетов убитых младенцев, от которых, по языческому праву, отказались их родители и предали смерти, – подобные находки постоянно встречаются то здесь, то там. Если бы было насильственное крещение Руси с геноцидом несогласных, наша земля была бы переполнена такими свидетельствами. Но сколько ни раскапывали древнерусских городов, таких находок не обнаружили, хотя в советское время это пришлось бы очень кстати для борьбы с Церковью.

Кроме археологии и письменные источники молчат о насильственном крещении Руси. Хотя в то время не было установок на толерантность и христианским летописцам не было нужды скрывать победу христианского воинства над противящимися язычниками – если бы таковая имела место. Есть одно свидетельство, которое приводит историк XVIII века В.Н. Татищев, ссылаясь на некую «Иоакимовскую летопись», о том, что будто бы посланный из Киева в Новгород воевода встретил нежелание части новгородцев принимать крещение и явный бунт против княжеской власти. И после того, как новгородцы сожгли заживо его жену и детей, этот воевода, рассердившись, победил их и принудил ко крещению силой.

Тут надо понимать две вещи. Во-первых, ряд ученых полагает весь этот фрагмент фальшивкой, как и историю про «Иоакимовскую летопись», которую никто, включая Татищева, не видел, а те, кто признает подлинным, считают, что текст был составлен не ранее XVII века[1]. Во-вторых, даже если мы поверим свидетельству этой «Иоакимовской летописи», на самом деле оно свидетельствует ПРОТИВ мифа о насильственном крещении Руси. Потому что завершается этот «летописный» фрагмент словами: «Оттого люди поносят новгородцев: Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем». Как бы их могли поносить этой присказкой жители других древнерусских городов, если бы вся Русь была крещена насильно? Этот фрагмент и эта поговорка свидетельствуют как раз о том, что в целом крещение Руси проходило мирно и добровольно, а пример Новгорода – исключение. Неоязычники и атеисты, которые, напротив, приводят этот рассказ как якобы характерный пример того, что происходило тогда повсеместно на Руси, тем самым сознательно извращают текст, наделяя данное свидетельство прямо противоположным смыслом, чем тот, который в нем заложен.

Но есть и более убедительное свидетельство против версии о сопротивлении наших предков христианству, которым якобы так дорого было язычество, что лишь угроза жизни вынудила креститься. Это можно было бы заявлять лет 60 назад, когда от домонгольской Руси в распоряжении науки было лишь три текста и все составленные в официальных кругах, которые легко обвинить в предвзятости. Но во второй половине ХХ века произошло открытие берестяных грамот Древней Руси. Больше всего их нашли в Новгороде, но также и во многих других городах. Из более чем тысячи грамот 450 написаны в домонгольское время – начиная с первой половины XI века (то есть при жизни очевидцев крещения Руси) и заканчивая первой половиной XIII века. Эти грамоты, в отличие от летописей, написаны самыми обычными людьми, это их повседневные заметки, бытовая и личная переписка и т.п. Все эти записки, которые никакая цензура не могла проверить и которые по большей части не предполагалось долго хранить, отражают реальное умонастроение и жизнь наших далеких предков. Они выложены в открытый доступ, любой желающий может зайти на сайт и прочитать их[2].

И вот что любопытно: среди грамот немало текстов на христианские церковные темы. Но нет вообще ничего языческого. Хотя это обычная переписка обычных людей. Никто не пишет: «Сегодня свалили идол Световита, как жалко» – или: «Пусть Перун и Велес помогут тебе» – или, наоборот, – «покарают тебя» и т.п. Именно эти грамоты, найденные советскими археологами-атеистами, неопровержимо доказывают добровольное принятие христианства на Руси. Конечно, отдельные старые привычки, вроде обрядов, связанных с погребением, уходили не сразу, но вот собственно «старых богов» наши предки выбросили бесповоротно и даже не вспоминали о них. Среди берестяных грамот есть несколько заговоров, но даже они апеллируют сплошь к христианским реалиям.

Еще в 866 году греческим патриархом Фотием был послан к русам епископ, который крестил князя Аскольда и часть народа – как минимум, часть дружины. Известно, что в первой половине Х века в Киеве была церковь пророка Илии, о чем упоминается в греко-русском договоре 944 года. В 957 году по собственной инициативе крестилась княгиня Ольга, после чего содействовала распространению христианства на Руси: в городах появлялись новые церкви, священники. Хотя миссия приглашенного ею германского епископа Адальберта оказалась неудачной и Адальберт сбежал, но построенная при нем в Киеве церковь осталась. О распространении христианства на Руси до Владимира свидетельствуют и другие археологические находки, в частности с середины Х века в погребениях знати встречаются нательные кресты.

Русь приняла христианство так легко именно потому, что это был добровольный выбор людей, которые уже неплохо познакомились с ним за 120 лет и ассоциировали с авторитетом Ольги. Во время совета, устроенного Владимиром по вопросу о выборе веры, бояре сказали: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы бабка твоя Ольга крещения, а была она мудрейшей из всех людей».

Так что миф о насильственном крещении Руси не только несостоятелен исторически, но и унижает память наших предков, представляя их в виде безмолвного стада баранов, позволяющих делать с собой всё что угодно.

Thumb up 0 Thumb down 1 (-1)

Давайте мы не будем ругаться на почве того, насильно крестил Владимир Русь или нет. Главное то, что он сам пришел к Христианству, будучи язычником. Сам, его никто не заставлял. А этот фильм как раз рассказывает о том, что происходило в те годы. Мне кажется, что он полностью основан на реальных исторических фактах

Thumb up 1 Thumb down 0 (+1)


Форма добавления комментариев