Тени забытых предков (Тіні забутих предків, 1965) Баллада о бомбере (Украина, Россия, 2011) Мультсериал «Казаки» (Украина, 1967-1995) За двумя зайцами (1961) Битва за Севастополь (Незламна, 2015) Влюбленные в Киев (Украина, 2011) Белая гвардия (2011). Телесериал по одноимённому роману Михаила Булгакова Богдан Хмельницкий (1941) Матч (Украина-Россия, 2012)


Кинотрилогия «Дума о Ковпаке»: «Набат» (1973), «Буран» (1975), «Карпаты, Карпаты…» (1976)

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезд5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд (голосов: 13, средний балл: 8,15)

Дата: 13.05.2015 Автор: Рубрики: MADE IN UKRAINE, Военные, Все фильмы, Исторические Метки: , , , , , , , , Версия для печати

Дума о Ковпаке. Постеры трилогии

Фильмы трилогии «Дума о Ковпаке» («Набат», «Буран» и «Карпаты, Карпаты…») повествуют о героических буднях партизанской дивизии Ковпака и Руднева, которая в годы великой Отечественной Войны сражалась за освобождение Украины от еврофашистских захватчиков и бандеровских предателей.

В одной из сцен фильма партизаны поют на марше песню с такими словами: «Гулял Ковпак, гулял батько…» Эти фольклорные «атаманские» образы говорят о Ковпаке как о народном герое, легендарном персонаже, чей реальный облик переосмыслен поэтическим воображением народных сказителей. По-русски «дума» — это размышление; украинская же «дума» соответствует русской «былине», это название исторических песен, слагавшихся кобзарями. «Дума о Ковпаке» — картина эпическая. Этим определяется ее стиль и отбор материала. Но сам «материал» беспощадно реалистичен: война, отступление, смерть, горе, ненависть, геройская самоотверженность, жалкая растерянность, гнусное предательство, ломка и пересмотр личных отношений и социальных связей, испытание веры. «Партизанский отряд Путивльского района считать организованным», — говорит Ковпак, обращаясь к своим первым бойцам. Их двенадцать — символическое и «легендарное» число, и голос диктора фиксирует на этом наше внимание: «Запомните! Так это начиналось».

Полтавчанин Сидор Артемьевич (Артёмович) Ковпак хорошо знал, что такое война. Ещё во времена Первой мировой он храбро сражался с германцами и австрийцами на Юго-Западном фронте. Участник Брусиловского прорыва. В апреле 1915 получил свой первый Георгиевский крест. Награду отважному солдату-разведчику вручил лично Император Николай II… Когда началась Великая Отечественная Война Сидор Артемьевич уже знал, что будет делать. Он стал одним из организаторов партизанского движения на Украине: с сентября 1941 года — командир Путивльского партизанского отряда, а затем — соединения партизанских отрядов Сумской области.

Когда объединялись отряды Ковпака и Руднева, предстояло решить, кто из двоих командиров возглавит партизанское соединение. Аргументы Руднева в этом разговоре – ключ к пониманию Ковпака авторами фильма. Человек из народа, с жизненным опытом более широким, чем опыт чисто военный (как у Руднева), не только командир, но и вожак, хозяин здешних мест, — это в данных условиях самый подходящий человек, чтобы возглавить партизанскую борьбу как народное движение.

В ролях: Константин Степанков, Валентин Белохвостик, Михаил Голубович, Николай Гринько, Юрий Саранцев, Николай Шутько, Зураб Капианидзе, Владимир Антонов, Михаил Кокшенов, Лидия Стилик, Николай Мерзликин, Петр Ластивка, Сильвия Сергейчикова, Виктор Пивненко, Виктор Плотников, Александр Ануров, Иван Гаврилюк, Яков Трипольский, Евгений Жариков, Виктор Лазарев (II), Юрий Демич, Валентин Кулик, Юрий Прокопович, Наталья Гвоздикова, Геннадий Фролов, Наталья Маркина, Нина Ильина, Аркадий Трощановский, Геннадий Нилов, Николай Пишванов, Виктор Чекмарёв, Станислав Бородокин, Анатолий Хостикоев, Валерий Алексеенко, Александр Луценко, Коста Туриев, Александр Мовчан, Александр Гай, Геннадий Карнович-Валуа, Юрий Сатаров, Осип (Иосиф) Найдук, Андрей Подубинский, Александр Пархоменко, Лесь Сердюк, Владимир Алексеенко, Иван Симоненко, Валерия Заклунная, А. Кравцов, Василий Симчич, Геннадий Юдин, Владимир Волчик, Фёдор Панасенко, Павел Кормунин, Николай Прокопович, Альгимантас Масюлис, Махарбек Туриев, Паул Буткевич, Александр Гринько, Юрий Дубровин, Леонид Слисаренко.

Режиссер Тимофей Левчук. Сценаристы: Игорь Болгарин, Виктор Смирнов (II). Оператор Эдуард Плучик. Композиторы: Виталий Губаренко, Игорь Шамо. Художник Вульф Агранов.

Жанры: биографический, военный, исторический. Возрастная аудитория: без ограничений. Производство: Киевская киностудия им. Довженко (УССР, 1973,1975,1976 годы). Премьера первого фильма трилогии «Дума о Ковпаке» состоялась 8 октября 1974 года.

Посмотреть все фильмы кинотрилогии «Дума о Ковпаке» можно на YouTube:





Популярные темы: Моя Русалка, моя Лореляй (Лорелей; Украина, Россия, 2013) Мотыльки (телесериал, Украина, 2013) Форпост (Украина, 2007)
 

Комментарии к записи: 6

Актуальный фрагмент. Как про сегодняшнюю Украину…

Thumb up 4 Thumb down 0 (+4)

Та не тільки про Україну! Он болгари, угорці, грузини, молдавани, прибалти дурнуваті теж порозпродали заради євросоюзівських обіцянок все, що мали, а скоро і на війну погодяться йти заради процвітання своїх рабовласників.

Thumb up 3 Thumb down 0 (+3)

Лев Иванов, журнал «Спутник кинозрителя», февраль 1978 года:

«Дума о Ковпаке» примыкает к тем картинам о войне, какие начались с Озеровского «Освобождения». Тимофей Левчук строит действие широко и щедро, с постановочным размахом и с установкой на своеобразную летопись, не связанную традиционными для обычного кино размерами. Тут мера — не фильм, а серия фильмов. При всей привязке кинодействия к документальной канве, Т. Левчук строит свою эпопею не так, как Ю. Озеров, а скорее так, как С. Бондарчук в картине «Они сражались за Родину»: в романтическом ключе и как бы сквозь дымку легенды. Левчук последовательно строит лиро-эпическую ткань фильма, в которой все определяется балладным, песенным, торжественным ритмом, всецело и точно ориентированным на украинскую поэтическую традицию. Это не такая уж легкая задача, и фильм, конечно, не безупречен: малейшая потеря чувства меры грозит обернуться здесь театральностью и выспренностью. Придирчивый взгляд найдет в картине огрехи, но заложенное в сценарии эпическое дыхание пронизывает картину.

Подлинным открытием является образ Ковпака, созданный Константином Степанковым. Подвижный, как ртуть, быстрый, взрывной, мгновенно переключающийся, мгновенно собирающийся, неожиданно мягкий, неожиданно жесткий, хитрый, наглухо прикрытый неподдельным юмором, по-украински же простодушный, вдруг сердечно раскрывающийся… Душевный масштаб и душевная пластика — вот что делает работу К. Степанкова событием и ставит ее на линию, начатую когда-то Б. Бабочкиным в «Чапаеве». Я убежден, что эта роль достойна остаться в истории советского кино.

И еще одно. В соединении Ковпака был свой оператор, Борис Вакар, снявший переход через Припять и вскоре погибший в Карпатах. Пленку спасли и сохранили. На пределе балладного стилевого напряжения режиссер дает из-за кадра сухую об этом справку, а затем врезает вакаровскую хронику прямо в широкоэкранное многоцветье думы. Вы видите, как в черном квадрате мелькают серые тени. Это так нерезко, так неясно, так потусторонне: жухлая пленка, пронесенная через треть века… Это так изобразительно «бедно» на фоне мощной и размеренной красочности величественной думы! Но это страшно. Ибо вглядевшись, вы видите, как по мокрым серым плотам бегут люди. Бегут, спешат, торопятся. Потому что по ним стреляют. Вглядитесь в эти документальные кадры, снятые партизанским оператором за несколько недель до смерти, и вы почувствуете, какая правда стоит за песней и легендой.

Thumb up 0 Thumb down 0 (0)

Посмотрел с дочерью зимой. Распечатал ей сообщение — для школы — о герое Украины, а дома ещё и кино посмотрели о Сидоре Петровиче.
Первый фильм — лучший. Второй и третий затянутее, официознее: главного героя принялись лакировать. Вот 1941-й, тяжелейший, очень хорошо показан. А вообще, весь цикл хороший, добротный. Немцы, замёрзшие в степи; история с сахаром; солёные шутки. Это наша классика.

Thumb up 1 Thumb down 0 (+1)

Степанков играл главную роль, а я эпизодическую, но съемки шли долго и нам приходилось часто встречаться не только в кадре, но и вне работы.

Thumb up 0 Thumb down 0 (0)

Похвастался типа

Thumb up 0 Thumb down 0 (0)


Форма добавления комментариев

*