Тени забытых предков (Тіні забутих предків, 1965) Баллада о бомбере (Украина, Россия, 2011) Мультсериал «Казаки» (Украина, 1967-1995) За двумя зайцами (1961) Битва за Севастополь (Незламна, 2015) Влюбленные в Киев (Украина, 2011) Белая гвардия (2011). Телесериал по одноимённому роману Михаила Булгакова Богдан Хмельницкий (1941) Матч (Украина-Россия, 2012)


Биография Тараса Шевченко — самая экранизируемая на Украине

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезд5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд (голосов: 3, средний балл: 9,67)

Дата: 14.04.2015 Автор: Рубрики: Исходники Метки: , , , , , , , , Версия для печати

Биография Тараса Шевченко - самая экранизируемая на Украине

Исполненные драматизма жизнь и творчество выдающегося украинского поэта Тараса Шевченко — чрезвычайно богатый сценарный материал, на основе которого уже было отснято около двух десятков кинематографических произведений. Это гораздо больше, чем, скажем, фильмов о Несторе Летописце и Несторе Махно, князе Владимире и Анне Русинке, Богдане Хмельницком и Сидоре Ковпаке вместе взятых.

Из художественных фильмов на сегодня считаются наиболее значимыми «Тарас Шевченко» (1926), «Прометей» (1936), «Тарас Шевченко» (1951), «Сон» (1964), «Тарас Шевченко. Завещание» (1992), «Поэт и княжна» (1999), а из документальных — «Мой Шевченко» (2001), «Экспедиция» (2014), «И я таки жив» (2015).

К сожалению, интерес и любовь к Кобзарю (так зовут Шевченко в народе) нечистоплотные политики зачастую используют в своих интересах, как-бы маскируя свою собственную ничтожность и низменность своих стремлений авторитетом великого мастера. Так ещё совсем недавно, при коммунистах, партийные идеологи пытались создавать из Шевченко образ «пламенного революционера» и «борца с самодержавием». А сегодня, когда власть в Украине захватили постмайданные неонацисты — лепят образ такого же «пламенного» националиста — почти что бандеро-гитлеровского типа. В сектантских и униатских молельнях теперь можно встретить даже иконоподобные портреты Шевченко. Сегодня его портрет можно увидеть не только в каждом школьном классе, но и на плакатах, призывающих к убийству соотечественников, не принявших «европейские идеалы» так называемого Майдана…

Как-то даже страшно себе прдставить, каким монстром изобразят Шевченко кинопропагандисты Госкино и «Министерства Правды», если в период своего правления успеют снять какие-то фильмы о Кобзаре… Ведь для их «демократической» власти им обязательно нужен свой идол — ленинского, а ещё лучше гитлеровского типа…

Каким же был Тарас Григорьевич на самом деле? Ответ на этот вопрос лучше всего искать в воспоминаниях современников поэта и, конечно же, в его творчестве. В какой-то мере этому поможет и простая биографическая справка, которая предлагается вашему вниманию.

Итак, Тарас Григорьевич Шевченко (укр. Тарас Григорович Шевченко) — украинский поэт, художник, прозаик, этнограф и либерал-демократ. Большую часть своей жизни (27 лет из 47) прожил на территории современной России (Санкт-Петербург и Оренбуржье). Большая часть его прозы (повести, дневник, многие письма), а также некоторые стихотворения написаны на русском языке, в связи с чем часть исследователей относят творчество Шевченко, помимо украинской, также и к русской литературе.

Тарас Шевченко родился 25 февраля (9 марта) 1814 года в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии Российской империи (ныне это Черкасская область Украины) в многодетной семье Григория Ивановича Шевченко, крепостного крестьянина помещика П. В. Энгельгардта, внучатого племянника князя Г. А. Потёмкина.

Через два года родители Тараса переселились в село Кириловка, где он провёл своё детство. Мать его умерла в 1823 году; в том же году отец женился вторично на вдове, имевшей троих детей. Она относилась к Тарасу сурово. До 9-летнего возраста Тарас был на попечении своей старшей сестры Екатерины, девушки доброй и нежной. Вскоре она вышла замуж. В 1825 году, когда Шевченко шёл 12-й год, умер его отец. С этого времени начинается тяжёлая кочевая жизнь беспризорного ребёнка: сначала прислуживал у дьячка-учителя, затем по окрестным сёлам у дьячков-маляров («богомазов», то есть художников-иконописцев). Одно время Шевченко пас овец, затем служил у местного священника погонычем. В школе дьячка-учителя Шевченко выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приёмами рисования. На шестнадцатом году жизни, в 1829 году, он попал в число прислуги помещика Энгельгардта сначала в роли поварёнка, затем слуги-«казачка».

Заметив способности Тараса к рисованию, в период пребывания в Вильне, Энгельгардт отдал юношу в обучение преподавателю Виленского университета портретисту Яну Рустему. В Вильне Шевченко пробыл около полутора лет, а с переездом в начале 1831 года в Санкт-Петербург, Энгельгардт, намереваясь сделать из своего крепостного домашнего живописца, послал его в 1832 году в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» Василию Ширяеву. Будучи помощником Ширяева, Шевченко участвовал в работе над росписями петербургского Большого театра.

В 1836 году, срисовывая статуи в Летнем саду, Шевченко познакомился со своим земляком, художником И. М. Сошенко, который, посоветовавшись с украинским писателем Е. Гребенкой, представил Тараса конференц-секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому. Симпатия к юноше и признание одарённости малороссийского крепостного со стороны выдающихся деятелей русской культуры сыграли решающую роль в деле выкупа его из неволи. Далеко не сразу удалось уговорить Энгельгардта: апелляция к гуманизму успеха не имела.

Забота о лучших представителей русского искусства и литературы трогала и обнадёживала Шевченко, но затянувшиеся переговоры с его хозяином повергали Тараса в уныние. Узнав об очередном отказе, Шевченко явился к Сошенко в отчаянном настроении. Кляня судьбу, он угрожал отомстить помещику и в таком состоянии ушёл. Сошенко встревожился и, желая избежать большой беды, предложил друзьям действовать без промедления. Было решено предложить Энгельгардту небывалую для выкупа крепостного сумму. В апреле 1838 года в Аничковом дворце проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина Брюллова «В. А. Жуковский». Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Шевченко.

В знак особого уважения и глубокой признательности к Жуковскому, Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений — поэму «Катерина». В том же году Тарас Шевченко поступил в Академию художеств, где стал учеником и товарищем Брюллова.

В период с 1840 по 1846 год расцвело поэтическое дарование молодого поэта. В 1840 году вышел под названием «Кобзарь» небольшой сборник его стихотворений; в 1842 году вышли «Гайдамаки» — самое крупное его поэтическое произведение. В 1843 году Шевченко получил степень свободного художника. В том же году, путешествуя по Украине, познакомился с дочерью малороссийского генерал-губернатора Н. Г. Репнина — Варварой, женщиной доброй и умной, испытывавшей впоследствии, во время ссылки Шевченко, самые тёплые чувства к нему. В первой половине 1840-х годов вышли «Перебендя», «Тополя», «Катерина», «Наймичка», «Хусточка», «Кавказ» — крупные поэтические художественные произведения.

Петербургская критика поначалу не приняла поэзию Шевченко, усматривая в его творчестве узкий провинциализм; но Украина сразу высоко оценила талант поэта, что выразилось в тёплых приёмах Шевченко во время его путешествия в 1845—1847 гг. по Черниговской и Киевской губерниям.

В 1842 году была написана «Катерина» — единственная сохранившаяся картина академического периода, написанная маслом. Картина создана на тему одноимённой поэмы художника. Шевченко стремился, чтобы картина была ясной и понятной, побуждала сочувствие. В 1844 году получил в академии звание свободного художника.

Шевченко в течение нескольких месяцев 1845—1846 гг. работал в качестве штатного художника археологических исследований киевской Археографической комиссии при Киевском Императорском университете святого Владимира (в 1939 году это учебное заведение было переименовано коммунистами в Киевский государственный университет им. Т.Г.Шевченко).

Ко времени пребывания Шевченко в Киеве (1846 г.) относится сближение его с Н. И. Костомаровым. В том же году Шевченко присоединился к сформировавшемуся тогда в Киеве Кирилло-Мефодиевскому обществу, состоявшему из молодых людей, интересовавшихся развитием славянских народностей, в частности украинской. Участники этого кружка, в числе 10 человек, были арестованы, обвинены в создании политической организации и понесли разные наказания. Хотя следствие не смогло доказать причастность Шевченко к деятельности Кирилло-Мефодиевского общества, он был признан виновным «по собственным отдельным действиям». В докладе начальника Третьего отделения А. Ф. Орлова говорилось:

Шевченко … сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возглашал о славе гетманского правления и прежней вольнице казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома, забывая в них личных своих благодетелей. Сверх того, что все запрещенное увлекает молодость и людей с слабым характером, Шевченко приобрел между друзьями своими славу значительного малороссийского писателя, а потому стихи его вдвойне вредны и опасны. С любимыми стихами в Малороссии могли посеяться и впоследствии укорениться мысли о мнимом блаженстве времен гетманщины, о счастии возвратить эти времена и о возможности Украйне существовать в виде отдельного государства.

По мнению Белинского, больше всего досталось Шевченко за его поэму «Сон», содержащую сатиру на Императора и Императрицу.

Решением Третьего отделения, утверждённого собственноручно Императором Николаем Первым, 30 мая 1847 года 33-летний Шевченко Тарас Григорьевич по рекрутской повинности был определён на военную службу рядовым в Отдельный Оренбургский корпус, размещавшийся в Оренбургском крае (территория современных Оренбургской области России и Мангистауской области Казахстана), «под строжайшее наблюдение начальства» с запретом писать и рисовать.

Орская крепость, куда сначала попал рекрут Шевченко, представляла пустынное захолустье. «Редко, — писал Шевченко, — можно встретить подобную бесхарактерную местность. Плоско и плоско. Местоположение грустное, однообразное, тощие речки Урал и Орь, обнажённые серые горы и бесконечная Киргизская степь…». «Все прежние мои страдания, — говорит Шевченко в другом письме 1847 года, — в сравнении с настоящими были детские слёзы. Горько, невыносимо горько.» Для Шевченко был очень тягостен запрет писать и рисовать; особенно удручал его суровый запрет рисовать. Не зная лично Гоголя, Шевченко решился написать ему «по праву малороссийского виршеплёта», в надежде на украинские симпатии Гоголя. «Я теперь, как падающий в бездну, готов за всё ухватиться — ужасна безнадёжность! Так ужасна, что одна только христианская философия может бороться с ней».

Шевченко послал Жуковскому трогательное письмо с просьбой об исходатайствовании ему только одной милости — права рисовать. В этом смысле за Шевченко хлопотали графы А. И. Гудович и А. К. Толстой; но помочь Шевченко оказалось невозможным. Обращался Шевченко с просьбой и к начальнику III отделения генералу Л. В. Дубельту, писал, что кисть его никогда не грешила и не будет грешить в смысле политическом, но ничего не помогало.

Запрещение рисовать не было снято до самого окончания службы. В 1848—1849 годах некоторое утешение дало ему участие в экспедиции по изучению Аральского моря. Благодаря гуманному отношению к солдату генерала Обручева и в особенности лейтенанта Бутакова, Шевченко поручено было срисовывать для отчёта об экспедиции виды Аральского побережья и местные народные типы. Однако, об этом нарушении стало известно в Петербурге; Обручев и Бутаков получили выговор, а Шевченко отправлен в новую пустынную трущобу — военное укрепление Новопетровское — с повторным запрещением рисовать.

Находился в Новопетровском с 17 октября 1850 года по 2 августа 1857 года, то есть — до окончания службы. Первые три года пребывания в «смердячей казарме» были для него тягостны; затем пошли разные облегчения благодаря, главным образом, доброте коменданта Ускова и его жены, которые полюбили Шевченко за его мягкий характер и привязанность к их детям. Не имея возможности рисовать, Шевченко занимался лепкой, пробовал заниматься фотографией, которая, однако, стоила в то время очень дорого. В Новопетровском Шевченко написал несколько повестей на русском языке — «Княгиня», «Художник», «Близнецы», заключающих в себе много автобиографических подробностей (изданных впоследствии «Киевской стариной»).

Во время службы Шевченко близко сошёлся с некоторыми образованными ссыльными поляками: З. Сераковским, Б. Залесским, Э. Желиховским (Антоний Сова), что содействовало укреплению в нём идеи «слияния единоплеменных братьев».

Освобождение Шевченко состоялось в 1857 году благодаря настойчивым ходатайствам за него вице-президента Академии художеств графа Ф. П. Толстого и его супруги графини А. И. Толстой. С продолжительными остановками в Астрахани и Нижнем Новгороде Шевченко вернулся по Волге в Петербург и здесь на свободе всецело увлёкся поэзией и искусством. Проживая в Петербурге (с 27 марта 1858 г. до июня 1859 г.), Шевченко был дружески принят в семье графа Ф. П. Толстого. Жизнь Шевченко этого времени хорошо известна по его дневнику (с 12 июня 1857 г. по 13 июля 1858 г. ).

Почти всё своё время, свободное от многочисленных литературных и художественных знакомств, званых обедов и вечеров, Шевченко отдавал гравировке.

В 1859 году Шевченко побывал на Украине. В апреле того же года Шевченко, представляя некоторые из своих гравюр на усмотрение совета Академии художеств, просил удостоить его звания академика или задать программу на получение этого звания. Совет 16 апреля постановил признать его «назначенным в академики и задать программу на звание академика по гравированию на меди». 2 сентября 1860 года, наряду с живописцами А. Бейдеманом, Ив. Борниковым, В. Пукиревым и др., ему была присуждена степень академика по гравированию «в уважение искусства и познаний в художествах».

Незадолго до кончины Шевченко взялся за составление школьных учебников для народа на украинском языке. В позднем творчестве обращается к сюжетам из Библии и античной истории, создавая философско-исторические поэмы со структурой притчи, или параболы, построенные на персонализации тех или иных идей.

Скончался Тарас Григорьевич Шевченко в Санкт-Петербурге 26 февраля (10 марта) 1861 года от водянки, вызванной, по мнению историка Н. И. Костомарова, «неумеренным употреблением горячих напитков». Похоронен сначала на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а через 58 дней гроб с прахом Т. Г. Шевченко, в соответствии с его Завещанием, был перевезен на Украину и похоронен на Чернечьей горе возле Канева.

После государственного переворота 1917 года («Великая октябрьская социалистическая революция») началось массовое увековечивание памяти Тараса Шевченко в рамках реализации коммунистического плана монументальной пропаганды и проведения так называемой политики коренизации. Авторитет и авторитарность советских и компартийных структур во многом способствовали популяризации творчества Тараса Шевченко во всех республиках СССР, а также в зарубежных странах, ориентировавшихся на социалистическую и коммунистическую концепцию развития.

В настоящее время в мире насчитывается около 1060 памятников Тарасу Шевченко и объектов, названных в его честь (города, села, улицы, учебные заведения, театры). Они расположены в 32 странах на разных континентах. В частности, имя Шевченко получили в советское время казахские города Форт-Шевченко и Актау. Сегодня на территории бывшего СССР действует десяток музеев памяти Шевченко, наиболее крупный из которых — Шевченковский национальный заповедник в Каневе.



Популярные темы: В помощь сценаристу. Рекомендации Эрнеста Хемингуэя молодому писателю «Максим Оса» — перший український комікс, який перетвориться на фільм Наша відповідь Марвелу і DC: Надихнувшись Бетменом і Суперменом, українські автори малюють історії про козаків
 

Комментарии к записи: есть 1 комментарий

За такие фильмы премии и звания давали в СССР и сейчас на Украине дают. Вот и весь секрет.

Thumb up 1 Thumb down 0 (+1)


Форма добавления комментариев