Тени забытых предков (Тіні забутих предків, 1965) Баллада о бомбере (Украина, Россия, 2011) Мультсериал «Казаки» (Украина, 1967-1995) За двумя зайцами (1961) Битва за Севастополь (Незламна, 2015) Влюбленные в Киев (Украина, 2011) Белая гвардия (2011). Телесериал по одноимённому роману Михаила Булгакова Богдан Хмельницкий (1941) Матч (Украина-Россия, 2012)


Интерстеллар: Зачем беречь планету, если можно найти другую…

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезд5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд (голосов: 5, средний балл: 9,60)

Дата: 30.01.2015 Автор: Рубрики: Рецензии, Экспертиза Метки: , Версия для печати

Интерстеллар: Зачем беречь планету, если можно найти другую...

Новый фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» вызвал бурю восторгов и хвалебных отзывов. Есть и критика, но она, как правило, не выходит за рамки технической и повествовательной части фильма. Содержание фильма, сюжетные перипетии и судьбы героев, – всё это уже множество раз обсуждалось в многочисленных рецензиях и обзорах. Только ленивый не упомянул, что фильм рассчитан на ту думающую часть публики, которая увлекается наукой, и которой не чужда философия, так что любителям «жевать попкорн» не стоит идти на это фильм. Давайте посмотрим, о чём призывает подумать режиссёр, и ответы на какие философские вопросы он находит.

Сюжет фильма

Человечество спровоцировало климатический и экологический кризис на родной планете и теперь медленно умирает от голода и болезней, вызванных изменениями среды. В фильме мы видим частые пылевые бури и поля умирающих культур, а из диалогов героев понятно, что время «капиталистического достатка» осталось далеко позади. По оценкам ученых, земля прокормит ещё только одно поколение. Потом экологической ниши для человека не останется.

Не удивительно, что политики пытались решить проблему привычными методами: со слов одного героя-ученого нам сообщают, что не так давно «на голодающих скидывали бомбы, но это оказалось неэффективно». По всей видимости, мир пережил очередную войну, либо развитые страны так сокращали «лишние рты» на планете.

Теперь политики изменили подход: основные финансовые и научные ресурсы брошены на борьбу с болезнями и поддержку сельского хозяйства. Это мы можем понять из диалога в школе, когда главный герой приходит похлопотать за своих детей и с ужасом узнаёт, что стать техническим специалистом, инженером или ученым его сын не сможет, и «добровольно-принудительно» пойдёт пахать поля. Можно сделать вывод, что научная деятельность и технический комфорт стали достоянием избранных. Отца, идеалиста космоса и опытного специалиста, это расстраивает. Его терзает ностальгия о технически продвинутом прошлом; он находится в духовных исканиях.

Сюжет приводит героя на закрытый объект, где он узнаёт, что правительство втайне от общественности финансирует масштабный проект колонизации космоса, ставший возможным в результате космической аномалии. Героя приглашают в космическую экспедицию, в непростых отношениях он прощается с семьей, и начинается «приключенческая» часть фильма.

Злоключения героев, как и положено согласно жанру, ведут их не в спокойные и мирные уголки космоса, а на орбиты чёрных дыр, планеты с километровыми цунами, гравитационно-временными аномалиями и ледяными пустынями. Как утверждают создатели фильма, «всё научно».

Эта зрелищная часть, в духе Брэдбери и Азимова, «романтика космоса», действительно впечатляет.

Но в результате всех потерь и жертв герои должны решить непростую задачу: спасти людей с Земли, ценой своих жизней раздобыв технологию преодоления гравитации в чёрной дыре, или самим основать новую колонию на другой планете (в грузовом отсеке корабля на этот случай заморожены тысячи эмбрионов).

Герои разделяются, и нас погружают в «бездны научной магии», в результате чего главный герой жертвует собой ради исполнения миссии, но неожиданно находит способ передать необходимые для научного прорыва данные на Землю, используя парадоксы пространства-времени.

Так мы подходим к завершению фильма. И что же в конце картины произошло с человечеством?

– Чудом спасшийся герой обнаруживает, что стал известной исторической личностью, как и его дочь (через которую он поведал тайны технологии). Он купается в почёте, его практически боготворят. С момента начала его экспедиции прошло около 90 лет, но благодаря замедленному ходу времени в его космических полетах, он всё ещё молод.

– Спасшиеся люди обитают на космических станциях, которые им помог создать антигравитационный прорыв.

– Что с Землей – непонятно. Ничего о родной планете нам в конце не сообщают. Но на ум приходит слоган фильма «Человечество родилось на Земле, но не обязано на ней умирать».

Согласно сюжету, родная планета могла прокормить лишь одно новое поколение, когда герой ее покидал. Прошло 90 лет, за это время могло смениться три поколения. Значит, прокормить их она никак не могла, ведь ни о каких лекарствах и экологическом прорыве в фильме не говорилось. Герои искали технологии антигравитации, чтобы люди могли улететь на другие планеты, и нашли, но! Ни о каких других мирах в конце речь не идет, и лишь умирающая дочь главного героя намекает ему, что он должен продолжить свою миссию и отправиться на обитаемую планету, где его коллега уже заложил «первый камень» новой колонии. Информация о том, что где-то есть иные колонизированные планеты, отсутствует.

Мы смотрим титры; расчувствовавшиеся и взволнованные зрители покидают зал.

А теперь раскроем те нравственные проблемы, которые как бы вскользь растворились и не оглашались по ходу действа:

1) Эксплуататорски-эгоистичный подход человечества к биосфере. Все понимают по ходу фильма, что именно люди довели Землю до бесплодия и экологической катастрофы. Но автор вместо набившего всем оскомину рассказа об очередной техногенной катастрофе всё сводит к неожиданно появившемуся мутагену, убивающему культурные растения. “Земля нас больше не терпит” – говорит один из героев.

Хочется спросить: “Мы что – паразиты?”. Получается, что так, ведь никакого изменения нравственности, переоценки своей политики по отношению к природе в фильме не показано. Конфликт просто разрешает “научная магия”, основанная на нагромождении пространственно-временных конструкций и маскирующая старый ход – «Deus ex machina» (латинское крылатое выражение, означающее «бог из машины», то есть «персона или событие, которое обеспечивает внезапное, неожиданное разрешение истории»). Выживание человечества свершается, по сути, без усилий со стороны людей. А значит, как люди относились к Земле, так будут относиться и к новым мирам. И всё будет повторяться. А потом опять герой всех спасет.

2) Эгоцентризм в отношениях. Все проблемы героев, сваливающиеся на них неприятности, происходят как раз из неумения договариваться и сотрудничать. Грубо говоря, нам показали, как кучка эгоистов, не способная согласовать свои действия и расставить приоритеты, противостоит обстоятельствам и чудовищным проблемам, ими же и порождённым. Сопровождает фильм великолепный и трогательный саундтрек Циммера.

Отдельно режиссер поднимает вопросы любви, семьи и привязанностей, и на эту тему герои не раз излагают свои мысли. Но что же на деле? Приведем пример: героиня Мерф редко встречалась с братом и его семьей и, когда узнала о болезни племянника, решила забрать его в подземное убежище. Там собрались «счастливчики» – врачи, учёные и «элита». Брат резко против. Чтобы отвлечь его и вывести племянника, она тайно поджигает кукурузное поле, принадлежащее брату. Иными словами, уничтожает его источник пропитания. И никак этот конфликт не разрешается, повествование о брате на этом просто заканчивается.

3) Решения о судьбе человечества принимаются тайно, или несколькими лицами. НАСА ничего не сообщили людям о потенциально обитаемых планетах и возможности их заселения, и это объясняется тем, что налогоплательщики против «затратных космических исследований». Но это совсем разные вещи, брать пробу грунта на метеоритах и найти новые пригодные для жизни миры. Об этом открытии общественности неизвестно, тайна сохраняется, чтобы не поднимать панику и спекуляции, пока якобы «технологии не позволят спасти с планеты всех».

И кто же занимается разработкой таких технологий? Научные отделы? Институты? Международные собрания ученых? Нет, проблему антигравитации, решение которой позволит спасти людей с Земли, конфиденциально решает всего один человек. Нельзя ли было огласить свою благородную цель и привлечь другие светлые умы (и не подозревающие об открывшейся возможности) к работе, отчего шансы на удачное завершение оной повысились бы? Нет, все секретно. Заставляет задуматься, не те ли силы, что «тайно от налогоплательщиков» финансировали космические исследования, так же тайно покинули планету со своими семьями и научно-техническим персоналом, переселившись на космические станции.

Вывод: великолепно в техническом, визуальном, звуковом плане исполненный фильм с нездоровой мировоззренческой начинкой, замаскированной под драму на фоне чёрных дыр и гипердвигателей.

Говорят, что фильм про «космическое путешествие». Про космическое путешествие второй Массэфект, Космическая Одиссея, а этот фильм – про снижение критичности мышления и сужение нравственных рамок человека пространственно-временными сдвигами и подготовку общества к спокойному принятию техногенного конца света, когда мы все должны будем постепенно угаснуть на поруганной истощённой Земле, а кучка предприимчивых дельцов сбежит с остатками ресурсов и технологий на орбиту Сатурна или в подземные бункеры. И подобные фильмы предлагают принять это как данность.

После таких фильмов всё чаще вспоминается фантастика Ефремова. Жаль, что его не экранизируют.

Мораль: Вместо анализа причин, которые могут привести человечество к истощению родной планеты, и необходимости изменения своего образа жизни, авторы картины подводят зрителя к мысли, что можно и дальше продолжать жить безответственно, уповая на супергероев и суперученых.

Антон Иванов



Популярные темы: «Непокорённый». Партактив и его кино «Железная сотня» — хит сезона? «Невероятная жизнь Уолтера Митти». Кто сказал, что в сердце маленького человека не могут жить великие мечты?
 


Форма добавления комментариев