Тени забытых предков (Тіні забутих предків, 1965) Баллада о бомбере (Украина, Россия, 2011) Мультсериал «Казаки» (Украина, 1967-1995) За двумя зайцами (1961) Битва за Севастополь (Незламна, 2015) Влюбленные в Киев (Украина, 2011) Белая гвардия (2011). Телесериал по одноимённому роману Михаила Булгакова Богдан Хмельницкий (1941) Матч (Украина-Россия, 2012)


История украинского кино

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезд5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд (голосов: 27, средний балл: 9,85)

Дата: 23.08.2009 Автор: Рубрики: Справочное Метки: , , , , , , , , , , , , , Версия для печати

История украинского кино

История украинского кино берёт своё начало со времён Российской империи. В 1893 году главный механик Одесского Новороссийского университета Иосиф Тимченко изобрёл и сконструировал прототип современного киносъёмочного аппарата и аппарата для кинопроекции. Тогда же он осуществил первые киносъёмки — заснял всадников и метальщиков копий. С 7 ноября до 20 декабря 1893 года в гостинице «Франция» (Одесса) демонстрировались эти две ленты. 9 января 1894 изобретение одесского механика демонстрировалось на 6-ом заседании секции физики ІХ съезда российских натуралистов и врачей в Москве. В настоящее время съемочный аппарат Иосифа Тимченко сохраняется в фондах Московского Политехнического музея.

Первые кинофильмы, концептуально напоминающие сегодняшние и расчитанные на широкую зрительскую аудиторию, появились на Украине в 1896 году, когда кинематографическая продукция братьев Люмьер была продемонстрирована в Черноморском порту города Одессы, а далее – в других городах края.

Временем рождения собственно малороссийского (украинского) кино принято считать сентябрь 1896 года, когда в городе Харькове фотограф Альфред Федецкий снял несколько короткометражных документальных сюжетов. В декабре того же года в Харьковском оперном театре Федецкий организовал первый в Российской империи публичный киносеанс.

В начале ХХ-го века на киностудиях Киева, Одессы, Харькова началось производство кинохроники и художественных фильмов. Предпочтение отдавалось экранизации классиков малороссийской литературы — главным образом произведений исторической тематики и популярных спектаклей («Наталка Полтавка», «Москаль-чарівник», «Наймичка»). С этим периодом на Украине связано творчество многих популярных актёров. Одной из самых популярных актрис того времени была полтавчанка Вера Холодная, которая успешно и много снималась в Одессе.

В 1911 году в пригороде Екатеринослава (ныне Днепропетровск) кинооператор и кинорежиссёр Даниил Сахненко снял первый полнометражный немой игровой фильм украинского производства — «Запорожская Сечь» (другое название «Богдан Хмельницкий»).

Октябрьский государственный переворот 1917 года, осуществленнй большевиками-ленинцами в Санкт-Петербурге, и последовавшая за ним гражданская война на несколько лет практически полностью прервали становление отечественной киноотрасли. Художественные фильмы в это время почти не снимались, а документальное кино сохранялось исключительно в форме революционной кинохроники и съёмок, производимых для военных нужд.

Послереволюционное возрождение украинского кинематографа началось в 20-е годы. В советское время все частные киностудии были национализированы. В 1922 году было основано Всеукраинское фотокиноуправление, которому удалось реконструировать одесское и ялтинское предприятия, а в 1928 году ввести в строй Киевскую кинофабрику (будущую Киевскую киностудию имени Александра Довженко).

В конце 1920-х годов в украинском кинематографе всё громче стало заявлять о себе новое модернистское течение, сформировавшееся в сотрудничестве режиссера Леся Курбаса с писателями Майком Йогансеном и Юрием Яновским. Как самобытный режиссер и сценарист заявляет о себе известный скульптор Иван Кавалеридзе («Ливень», «Перекоп»).

Особую роль в становлении украинского киноискусства сыграли фильмы Александра Довженко «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), «Колиивщина» (1931). Творчество этого выдающегося кинорежиссёра подняло отечественный кинематограф до мирового уровня. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия) в результате опроса, проведенного Бельгийской Синематекой среди 117 выдающихся критиков и киноведов из 26 стран мира, фильм «Земля» был назван в числе 12 лучших картин всех времен и народов. Стилистика, созданная Довженко, положила начало направлению, которое определяют как «украинское поэтическое кино».

В 1925 году на экраны страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», который вошел в десятку лучших фильмов мирового кинематографа и стал визитной карточкой Одессы.

В 1930 году на Украине появляется первый звуковой фильм — документальная лента Дзыги Вертова «Симфония Донбасса», а в следующем году зрители услышали голоса актеров в художественном фильме Соловьева «Фронт».

Украинское кино времен Великой отечественной войны переживало трудный, но при этом достаточно плодотворный период. Кинопроизводственная база и кинематографисты были частично эвакуированы на восток СССР. Кино было преимущественно подчинено идеологическим задачам военной поры, но вместе с тем, в это время были сняты и настоящие киношедевры — к ним можно отнести фильм «Радуга» Марка Донского по сценарию Ванды Василевской, который с необыкновенной художественной силой передает трагедию оккупированного фашистами украинского села. Фильм получил международное признание и целый ряд престижных международных наград, присуждаемых за достижения в области кино.

Хотя украинские фильмы 1945-53 годов были ограничены жесткими канонам «социалистического реализма», их большую ценность составляют высокий уровень актерской игры и высокопрофессиональные работы кинооператоров.

Во времена политической «оттепели» второй половины 1950-х — начала 60-х годов стремительно растёт профессиональный и творческий уровень украинской кинопродукции. Появляются фильмы, которые до сих пор пользуются большим зрительским успехом: «Весна на Заречной улице», «Жажда», «Иванна», «Сон», «За двумя зайцами».

Украинский кинематограф 1960-70-х годов представлен именами мирового значения: режиссеры Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, Леонид Осыка, Николай Мащенко; актеры Иван Миколайчук, Юрий Шумский, Гнат Юра, Константин Степанков, Николай Гринько, Богдан Ступка. В это время появляются ленты: «Тени забытых предков» Сергея Параджанова (1964), который получил вторую премию на 7 Международном кинофестивале в Аргентине, «Колодец для жаждущих» Юрия Ильенко (1965), «Каменный крест» Леонида Осыки (1968), «Верность» Петра Тодоровского (1965).

В 1970-80 годы реакционная политика так называемого «развитого социализма» обернулась серьёзными испытаниями и ограничениями для новаторов украинского кинематографа. В частности, режиссер Сергей Параджанов лишился возможности снимать фильмы и был осуждён по сфабрикованному КГБ уголовному делу. Киношедевр Киры Муратовой «Долгие проводы» (1971) оказался под запретом. Драматическая судьба также постигла фильмы Юрия Ильенко «Вечер на Ивана Купала» (1968) и «Белая птица с чёрной отметиной» (1971), который ранее получил Золотой приз Международного Московского кинофестиваля.

При этом и в данный период появляется целый ряд фильмов, созданных сильными творческими личностями. На пороге «застоя» Леонид Быков снимает картину «В бой идут одни старики» (1972), а в 1983 году Роман Балаян, после нескольких высокопрофессиональных экранизаций русской литературной классики, снимает один из самых замечательных фильмов в истории советского и мирового кино — «Полеты во сне и наяву». На украинских студиях мастера кино снимают ленты, которые стали чрезвычайно популярными во всём СССР: «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич), «Приключения Электроника» (1979, режисёр Константин Бромберг), «Место встречи изменить нельзя» (1979, режиссёр Станислав Говорухин), «Зелёный фургон» (1983, режиссёр Александр Павловский), «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986, режиссёр Вячеслав Криштофович).

В те годы настоящий расцвет переживало украинское неигровое кино. Киевская студия научно-популярных фильмов сняла огромный массив лент, среди которых встречались настоящие шедевры жанра («Язык животных», «Думают Ли животные?», «Семь шагов за горизонт» режиссера Ф.Соболева и другие).

Чрезвычайно успешным был этот период и для украинского анимационного кино. Мультфильмы режиссеров Владимира Дахно (сериал «Как казаки…»), Давида Черкасского («Приключения капитана Врунгеля», «Крылья» и др.), Леонида Зарубина («Соломенный бычок»), Владимира Гончарова («Млечный путь») снискали украинской анимации мировую славу.

Следует отметить, что преодолевая нерастороппность и цензурные ограничения советской бюрократической машины, производство кинофильмов, сеть кинотеатров и количество кинозрителей в УССР стремительно увеличивалось. С такой мощной базой, какая была создана в тот период на Украине, украинская киноиндустрия стала одной из самых развитых не только среди республик Советского Союза, но и всего мира. В советские времена на Украине производилось почти 30 процентов от всей кинопродукции СССР. Например, в середине 80-х годов прошлого века ежегодно производилось 60 художественных, 500 документальных, анимационных и научно-популярных фильмов. Они обогащали государственную казну более чем на 200 миллионов долларов валового дохода ежегодно (при тогдашней покупательной способности доллара США это были просто огромные деньги).

Во времена советской «перестройки», когда компартия объявила об идеологическом курсе на «демократизацию» и «гласность», начала резко меняться и кинопроизводственная коньюктура: на Украине создаётся огромное количество документальных, публицистических и художественных фильмов острой социальной проблематики — «Астенический синдром» Киры Муратовой (1989), «Бич Божий» Олега Фиалко (1988), «Распад» Михаила Беликова (1990) и другие. Фильм Юрия Ильенко «Лебединое озеро. Зона» (1989) получил широкий международный успех, став своеобразным антитоталитарным киносимволом.

После распада Советского Союза начала распадаться и система культурных учреждений, в том числе и кинотеатров, которая до этого момента полностью администрировалась и контролировалась государством. В состоянии стагнации оказалась и киноиндустрия, финансировать которую в том же объёме, как это было в советские времена, государство уже не могло. К тому же, кроме административной, должна была произойти и качественная перестройка в самой киноиндустрии, поскольку в отсутствие единой пропагандистской линии необходимо было научиться снимать коммерческие фильмы, на которые зритель будет ходить с интересом. На сегодняшний день этот процесс еще не завершен, но уже можно говорить о том, что современное украинское кино постепенно находит свои темы и своего зрителя.

В 90-х годах украинское телевидение начало освоение распространенного во всем мире жанра телесериала (самым популярным из них в то время можно, вероятно, считать «Роксолану» режиссера Бориса Небиеридзе). Также ТВ начало достаточно смело эксперементировать в реализации разнообразных телепроектов формата ток-шоу и документальных журналистских расследований. К этому же периоду относится появление успешных украинских киномюзиклов и авангардной анимации, растущая популярность короткометражных фильмов.

12 января 1996 года был на Украине был учреждён профессиональный праздник кинематографистов. Второй президент Украины Леонид Кучма подписал Указ N 52/96 «О дне украинского кино», который предписывал отмечать этот праздник ежегодно во вторую субботу сентября месяца.

В последнее десятилетие 20-го века фильмы украинского производства начали отвоёвывать позиции на престижных международных кинофорумах. Так в 2001 году начинающий постановщик Тарас Томенко одержал победу в конкурсе Международного Берлинского фестиваля. В 2003 году, уже в основном конкурсе того же Берлинале, получил приз фильм украинского аниматора Степана Коваля «Шел трамвай №9». В 2003 году Украина выдвинула фильм «Мамай» Олеся Санина на соискание премии «Оскар» (этот фильм однако не попал в итоговый список номинантов). В 2005 году лента «Подорожні» молодого украинского режиссера Игоря Стрембицкого получила Золотую пальмовую ветвь за лучший короткометражный фильм. Фильм «Оранжлав» (2006) Алана Бадоева получил приз за лучшую режиссуру на XV Международном фестивале «Киношок» в Анапе (Россия).

С 2003 года на Украине начала действовать общегосударственная программа развития киноиндустрии, целью которой является создание надлежащих условий для развития кинематографии Украины, возобновления роли и влияния национального кинематографа в культурной, социальной и духовной сферах жизни украинского народа, возобновления кинематографии как конкурентоспособной отрасли, совершенствования механизмов внебюджетного финансирования и привлечения в кинематографию Украины инвестиций.

В последние несколько лет наиболее активно на Украине начали развиваться копродукционные кинопроекты. На данном этапе самые многообещающие из них реализуются на литературно-сценарной основе классика украинской, российской и мировой литературы Николая Васильевича Гоголя. Это российско-украинские кинокартины «Вий» режиссёра Олега Степченко и «Тарас Бульба» режиссёра Владимира Бортко.

Целый ряд украинских актёров сегодня успешно снимается в зарубежных фильмах. В частности, огромный успех имел фильм польского режиссера Ежи Гофмана «Огнём и мечом», в котором выдающийся украинский актёр Богдан Ступка сыграл роль гетмана Богдана Хмельницкого. Традиционно украинские киноактёры, режиссёры, сценаристы, продюсеры, операторы и специалисты постпродакшн принимают участие в создание значительного количества российских кинофильмов и телесериалов. Достаточно результативно развивается сотрудничество с кинематографистами Польши, Чехии, Германии и Грузии.

Сейчас в Украине действуют пять государственных киностудий — Национальная киностудия художественных фильмов им.Довженко, Национальная кинематека Украины, Украинская киностудия анимационных фильмов, Украинская студия хроникально-документальных фильмов, Одесская киностудия, Национальный центр А.Довженко, а также около 50-ти частных кинокомпаний.

Украина стала местом проведения целого ряда авторитетных международных киноконкурсов и кинофестивалей. Среди наиболее значимых из них Международный фестиваль православного кино «Покров», Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок», а также Киевский и Одесский международные кинофестивали.

Украинские художники создали яркую самобытную киношколу, сделали значимый вклад  в развитие мирового кинематографа и в мировое культурное достояние. В нашей памяти навсегда останутся имена Александра Довженко, Ивана Кавалеридзе, Марка Донского, Сергея Параджанова, Леонида Быкова, Леонида Осыки, Ивана Миколайчука, Богдана Ступки и многих их последователей.

На протяжении последних лет в украинский кинематограф пришло новое поколение талантливых кинохудожников. Сегодня среди авторов, представителей молодого поколения — сценаристов, режиссёров, продюсеров и актёров — зарождается сознательное, независимое от власти и бизнеса отношение к кино. Это отношение к кино как к искусству, как к гражданской позиции, как к делу, за которое необходимо нести ответственность и перед людьми и перед Богом. Молодые максималисты высоко поднимают планку своих идей и планов по развитию украинского кино. Программы всеукраинских и международных фестивалей уже пестрят кинолентами, среди создателей которых, возможно, совсем скоро мы узнаем Вертова или Довженко нашего времени.

Источники и дополнительная информация:

Украинское кино. Взгляд на историю (Информационно-имиджевый центр)
История украинского кинематографа (Группа компаний Film.ua)
Since 1896. Коротка довідка з історії українського кіно (Укркіно)
Українська кінопанорама (Алла Жукова. Київ, 1972р.)
Історія українського кінематографа. 1896—1995 (Любомир Госейко, Київ, 2005р.)
День украинского кино (День кинематографиста Украины)



Популярные темы: Указ Президента України Про День українського кіно День украинского кино (День кинематографиста Украины) Кодекс професійної етики українського журналіста
 

Комментарии к записи: 4

А почему в вашей истории нигде ничего не сказано про культовый мульт «Жил-был пёс»? А где «Злыдни»? «Сердца трёх»? А «Белая гвардия», «Матч», «Водитель для Веры» со Ступкой, «Правдивая история об Алых Парусах», сериалы «Бомба», «Девять жизней Нестора махно», «Паршивые овцы», «День рождения Буржуя», «Баллада о бомбере», «Мотыльки» и т.д.?

Thumb up 5 Thumb down 0 (+5)

Самый украинский мультфильм «Жил-был пёс» сделали москвичи (Союзмультфильм). 🙂 Я тоже об этом не знал.

Thumb up 4 Thumb down 0 (+4)

На Украине ежегодно снимается несколько десятков фильмов. Всех их нельзя перечислить в краткой справочной статье такого рефератного типа, как эта. Иначе получится диссертация, хроника, летопись… В этом плане тоже надо вести работу, но это по силам специализированному институту, а не скромному интернет-изданию типа нашего. Поэтому в статье указаны лишь те фильмы, которые приводятся в качестве примеров при описании основных тенденций развития украинского кино на том или ином историческом этапе. Упомянутые вами киноленты частично представлены на страницах нашего издания в разделе «Фильмы».

Thumb up 0 Thumb down 0 (0)

Вообще-то, в аппарате Тимченко использовалась дисковая фотопластина и его вклад в развитие кинематографа был таким же, как вклад фон Цеппелина в авиацию — коротким и тупиковым.

Thumb up 1 Thumb down 0 (+1)


Форма добавления комментариев

*